Как следует из отчета Economist Intelligence Unit, некитайские компании все чаще используют юань в расчетах за пределами материкового Китая. В ближайшие пять лет объем таких трансакций удвоится.
В воскресенье вечером стали известны данные специального исследования, проведенного британской исследовательской компанией Economist Intelligence Unit (EIU; входит в The Economist Group) для международной юридической фирмы Allen & Overy, штаб-квартира которой находится в Лондоне. По данным исследования, иностранные компании все чаще обращаются к юаню для расчетов за пределами страны, а в ближайшие пять лет объем таких трансакций удвоится.
Опрос руководителей 150 крупнейших международных компаний, проведенный EIU, показал, что как минимум половина из них уже использовала юань для расчетов за пределами Китая, в первую очередь для того чтобы сократить расходы на проведение операций. При этом, как следует из исследования, в ближайшие годы тенденция будет набирать рост, однако довольно осторожно. Среди проблем руководители компаний называют недостаток понимания того, как проводить трансакции, используя юань, отсутствие ликвидности, а также бюрократические и регуляторные проблемы в самом Китае.
Тем не менее опрошенные говорят о том, что операции с юанями помогают им увеличивать инвестиции в Китай, расширять свои китайские операции по всему миру, перенастраивать свои глобальные и региональные каналы поставок и, наконец, предоставляют им большую гибкость в том, что касается зарплат.
74% опрошенных компаний используют трансакции в юанях в Сингапуре, 59% — в Южной Корее, 58% — в еврозоне, 57% — в Великобритании и 54% — в Северной Америке. Что же касается источников ликвидности юаней, то кроме стандартных вариантов вроде Гонконга, Шанхая и Сингапура (это три основные площадки, указанные в исследовании), в пятерку вошли также Люксембург и Лондон.
Масштаб тенденции подчеркивает и то, что, к примеру, для ведущих европейских и американских автопроизводителей, таких как VW, Daimler, Ford и GM, юань уже является второй самой используемой валютой.
Financial Times, впрочем, напоминает, что, по данным SWIFT, юань занимал 5-ю позицию в списке самых используемых валют мира на декабрь 2014 года — 2,2% всех мировых трансакций (для сравнения: российский рубль находился на 19-м месте с 0,4%), однако к настоящему времени спустился до 7-го места, а его доля составляет 1,81% (рубль в марте 2015 года опустился на 20-е место, а его доля сократилась до 0,25%). Кроме того, по данным банка HSBC, в текущем году список компаний, использующих юань для операций за пределами КНР и Гонконга, сократится по сравнению с предыдущим годом. Тем не менее, как ожидается, в октябре Международный валютный фонд предоставит юаню специальные права заимствования, что автоматически сделает юань официальной резервной валютой. Это наверняка укрепит тенденцию, о которой говорят в EIU.