Интернет-поисковик «Яндекс», которому принадлежит крупный агрегатор интернет-магазинов «Яндекс.Маркет», выступил с критикой правительственного законопроекта о возмещении убытков за размещение на сайтах недостоверной информации о товарах.
О позиции «Яндекса» «Ъ» сообщил один из участников совещания в Минэкономики, где сегодня в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия обсуждались поправки в закон «О защите прав потребителей». Представитель «Яндекса» подтвердил, что компания не согласилась с текущими формулировками. Как говорится в отзыве «Яндекса» (есть у «Ъ»), «принятие предложенного законопроекта несет ряд существенных рисков, которые негативно повлияют на деятельность сервиса «Яндекс.Маркет»».
Подготовленными Роспотребнадзором поправками (есть у «Ъ») вводится понятие «агрегатор товаров». Это организации, размещающие на своем сайте по договору с продавцом информацию о товарах и обеспечивающие прием сообщений от покупателей об их намерении заключить договор купли-продажи с продавцом, а также осуществляющие прием денежных средств. Законопроект обязывает агрегаторов документально подтверждать полномочия действовать в интересах продавца, а также сообщать информацию о товаре. Если же агрегатор предоставляет о товаре или продавце недостоверную информацию, то на него возлагается ответственность за убытки, возникшие у потребителя вследствие такой информации.
В такой формулировке на компании, являющиеся «по сути рекламоносителями», возлагаются обязанности, присущие продавцам, пишет «Яндекс». Понятие «агрегатор» можно распространить и на сайты платежных систем, считает компания. Обязательство представить потребителю документ о полномочиях действовать в интересах продавца, по мнению «Яндекса», «открывает простор для злоупотреблений и недобросовестной конкуренции путем истребования таких документов у агрегаторов с целью получить доступ к их коммерческой тайне». «Яндекс» также видит угрозу «злоупотреблений» в статье об ответственности агрегатора. Компания считает, что «у потребителя появляется фактическое право потребовать одновременного возмещения убытков от агрегатора и возврата денежных средств, уже уплаченных за товар, от продавца». В качестве альтернативы «Яндекс» предлагает обязать агрегаторов возмещать «реальный ущерб» в пределах суммы предоплаты, внесенной потребителем на банковский счет агрегатора. «Тем самым ответственность агрегатора будет соразмерна его участию в исполнении договора между потребителем и продавцом товара (услуги)»,- пишет «Яндекс».
По словам интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, первая версия поправок не устраивала отрасль, но осенью удалось согласовать компромиссный вариант законопроекта. «Сейчас возникла некая новая итерация, которая несет всю проблематику первой, абсолютно не устраивающей версии»,- заявил он «Ъ». В данной редакции законопроект в большей степени направлен на защиту офлайн-торговли, считает куратор рабочей группы «Связь и ИТ» экспертного совета при правительстве Ирина Левова. «Интернет-торговля — это отрасль, которая одна из немногих сейчас растет, от нее есть существенные налоговые поступления, и если мы задумываемся вводить регулирование, то оно должно быть корректным и комплексным»,- сказала она.
По статистике ряда организаций по защите прав потребителей, в первом полугодии 2015 года в Москве было получено 6308 жалоб на нарушения закона в стационарных точках розничной торговли и 170 жалоб на торговлю через интернет.
Как сообщил «Ъ» Алексей Фёдоров, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (куда входят «М.Видео» и ряд других розничных сетей), для бизнеса не принципиально, какая версия законопроекта будет принята. «Для нас главное, чтобы статус агрегаторов был зафиксирован в законе»,- сказал он.
В Минэкономики «Ъ» подтвердили, что в министерстве состоялось «совещание по интернет-торговле». «Позиция Минэкономики будет сформирована в течение следующей недели после анализа всех источников и поступивших комментариев»,- сообщили в пресс-службе ведомства.
К «Яндекс.маркету» подключены более 16 тыс.онлайн-магазинов. Агрегатор переходит на модель бизнеса, по которой он берет фиксированную комиссию (около 1%) за покупку, причем ее можно совершить прямо на сайте.
Стоимость товаров, проданных на «Яндекс.маркет» за январь — октябрь 2015 года выросла на 23,6% и составила 72,5 млрд руб., рассказывал газете «Ведомости» руководитель «Яндекс.Маркета» Павел Алешин.