«Яндекс» сократил прибыль из-за аренды в долларах и зарплат программистам

При этом в январе-марте 2015 года выручка компании увеличилась на 13%.

В январе-марте 2015 года поисковик заработал 12,3 млрд руб., что на 13% больше, чем в тот же период прошлого года. В начале 2014 года выручка компании росла быстрее: на 36% до 10,9 млрд руб. по сравнению с 2013 годом. Операционная прибыль поисковика за квартал упала на 45% до 1,5 млрд руб., чистая прибыль — на 21% до 2,1 млрд руб., скорректированная чистая прибыль — на 12% до 2,24 млрд руб. Скорректированный показатель EBITDA тоже уменьшился — на 12% до 3,6 млрд руб.


Из-за макроэкономической ситуации «Яндекс» не рассчитывает на значительный рост и во втором квартале. По расчетам компании, выручка составит 13,2-13,7 млрд руб. (против 12,2 млрд руб. во втором квартале 2014 года).


Большую часть выручки (93% в первом квартале) «Яндексу» принесла контекстная реклама: ее продажи выросли на 14% до 11,45 млрд. Баннерная реклама, чувствительная, как сообщается в отчете, к макроэкономическим факторам, продавалась хуже: выручка от этого сегмента упала на 16% до 606 млн руб. Ее доля в общей структуре доходов составляет менее 5%. Наиболее динамично развивался сегмент «другие доходы» (основную долю в нем занимает «Яндекс.Такси», зарабатывающий на комиссии с партнеров): эти доходы выросли на 163% до 276 млн руб​. Но пока их доля в общей выручке только 2,2%.


«Темпы роста выручки снизились под давлением сложных макроэкономических условий. Сложная ситуация повлияла на некоторые категории рекламодателей. Таких как, например, автомобильный сегмент, финансовые услуги, потребительская электроника (последнее, в частности, отразилось на доходах Яндекс.Маркета»). Пул наших рекламодателей хорошо диверсифицирован — мы видим значительный рост бюджетов рекламодателей в недвижимости, медицине, строительных услугах и товарах», — комментирует результаты первого квартала пресс-служба «Яндекса».


На сотрудниках не экономит


На команды, работающие над продуктами, компания потратила в первом квартале 27,1% своей выручки. В начале 2015 года «Яндекс» нанял больше 60 новых программистов. За счет этого команда разработчиков выросла на 12% до 3 390 человек (данные на конец марта в сравнении с тем же периодом прошлого года). Кроме того, еще по итогам 2014 года представители компании заявляли, что некоторым разработчикам были увеличены зарплаты. В итоге расходы на продуктовые команды выросли в первом квартале на 67% до 3,34 млрд рублей. Квартал к кварталу команда поисковика в целом выросла на 9% до 5 603 человек.


Параллельно, по настоянию совета директоров, компания начала работу по оптимизации штата. В «Яндексе» замораживают отдельные вакансии и увольняют часть сотрудников, в основном не работающих с кодом. В целом заложенную в бюджет на этот год сумму по зарплатам компания собиралась урезать на 10% — по расчетам РБК, в этом случае расходы на персонал должны составить в итоге около 11,2 млрд рублей. Но это все равно больше прошлогодних расходов (в 2014 году расходы на персонал составили около 10 млрд руб., раскрывал «Яндекс»).


​Снижение показателей прибыльности компания объясняет ростом расходов, которые увеличились на 47% до 10,85 млрд рублей по сравнению с первым кварталом прошлого года. «Рост расходов вызван разными факторами, в том числе увеличением зарплат разработчикам и увеличением стоимости аренды помещений. Напомним, в мае 2014 года мы начали платить за аренду дополнительных 18 тысяч кв. метров московского офиса, и аренда номинирована в долларах», — уточнила пресс-служба.


Стоимость аренды «Яндекс» отдельно не выносит, но уточняет, что рост на 30% «других издержек» до 996 млн рублей связан, в первую очередь, с расходами на персонал и аренду нового офиса.


Тем не менее чистая прибыль поисковика оказалась выше, чем предсказывали аналитики, опрошенные «Интерфаксом». Консенсус-прогноз агентства предусматривал, что прибыль компании составит 1,77 млрд руб., EBITDA — 3,29 млрд руб.


На 14.10. мск капитализация «Яндекса» на Nasdaq снизилась на 1,94%, до $6,4 млрд.

ASTERA