В январе-марте 2015 года поисковик заработал 12,3 млрд руб., что на 13% больше, чем в тот же период прошлого года. В начале 2014 года выручка компании росла быстрее: на 36% до 10,9 млрд руб. по сравнению с 2013 годом. Операционная прибыль поисковика за квартал упала на 45% до 1,5 млрд руб., чистая прибыль — на 21% до 2,1 млрд руб., скорректированная чистая прибыль — на 12% до 2,24 млрд руб. Скорректированный показатель EBITDA тоже уменьшился — на 12% до 3,6 млрд руб.
Из-за макроэкономической ситуации «Яндекс» не рассчитывает на значительный рост и во втором квартале. По расчетам компании, выручка составит 13,2-13,7 млрд руб. (против 12,2 млрд руб. во втором квартале 2014 года).
Большую часть выручки (93% в первом квартале) «Яндексу» принесла контекстная реклама: ее продажи выросли на 14% до 11,45 млрд. Баннерная реклама, чувствительная, как сообщается в отчете, к макроэкономическим факторам, продавалась хуже: выручка от этого сегмента упала на 16% до 606 млн руб. Ее доля в общей структуре доходов составляет менее 5%. Наиболее динамично развивался сегмент «другие доходы» (основную долю в нем занимает «Яндекс.Такси», зарабатывающий на комиссии с партнеров): эти доходы выросли на 163% до 276 млн руб. Но пока их доля в общей выручке только 2,2%.
«Темпы роста выручки снизились под давлением сложных макроэкономических условий. Сложная ситуация повлияла на некоторые категории рекламодателей. Таких как, например, автомобильный сегмент, финансовые услуги, потребительская электроника (последнее, в частности, отразилось на доходах Яндекс.Маркета»). Пул наших рекламодателей хорошо диверсифицирован — мы видим значительный рост бюджетов рекламодателей в недвижимости, медицине, строительных услугах и товарах», — комментирует результаты первого квартала пресс-служба «Яндекса».
На сотрудниках не экономит
На команды, работающие над продуктами, компания потратила в первом квартале 27,1% своей выручки. В начале 2015 года «Яндекс» нанял больше 60 новых программистов. За счет этого команда разработчиков выросла на 12% до 3 390 человек (данные на конец марта в сравнении с тем же периодом прошлого года). Кроме того, еще по итогам 2014 года представители компании заявляли, что некоторым разработчикам были увеличены зарплаты. В итоге расходы на продуктовые команды выросли в первом квартале на 67% до 3,34 млрд рублей. Квартал к кварталу команда поисковика в целом выросла на 9% до 5 603 человек.
Параллельно, по настоянию совета директоров, компания начала работу по оптимизации штата. В «Яндексе» замораживают отдельные вакансии и увольняют часть сотрудников, в основном не работающих с кодом. В целом заложенную в бюджет на этот год сумму по зарплатам компания собиралась урезать на 10% — по расчетам РБК, в этом случае расходы на персонал должны составить в итоге около 11,2 млрд рублей. Но это все равно больше прошлогодних расходов (в 2014 году расходы на персонал составили около 10 млрд руб., раскрывал «Яндекс»).
Снижение показателей прибыльности компания объясняет ростом расходов, которые увеличились на 47% до 10,85 млрд рублей по сравнению с первым кварталом прошлого года. «Рост расходов вызван разными факторами, в том числе увеличением зарплат разработчикам и увеличением стоимости аренды помещений. Напомним, в мае 2014 года мы начали платить за аренду дополнительных 18 тысяч кв. метров московского офиса, и аренда номинирована в долларах», — уточнила пресс-служба.
Стоимость аренды «Яндекс» отдельно не выносит, но уточняет, что рост на 30% «других издержек» до 996 млн рублей связан, в первую очередь, с расходами на персонал и аренду нового офиса.
Тем не менее чистая прибыль поисковика оказалась выше, чем предсказывали аналитики, опрошенные «Интерфаксом». Консенсус-прогноз агентства предусматривал, что прибыль компании составит 1,77 млрд руб., EBITDA — 3,29 млрд руб.
На 14.10. мск капитализация «Яндекса» на Nasdaq снизилась на 1,94%, до $6,4 млрд.