Выручка российской интернет-компании «Яндекс» по итогам 2015 года выросла больше прогнозов самой компании и аналитиков. Прирост составил 18% по сравнению с 2014 годом, выручка достигла 59,8 млрд руб. В самом «Яндексе» прогнозировали рост выручки на 14-16%, аналитики, опрошенные накануне «Интерфаксом», ожидали 16,3%.
Чистая прибыль российской компании в минувшем году снизилась на 43% по сравнению с 2014 годом и составила 9,7 млрд руб. ($132,8 млн).
Снижение чистой прибыли — «бумажное», отмечает пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова, оно обусловлено прежде всего изменением курсов валют. Для оценки реальных успехов и динамики бизнеса «Яндекса», инвесторы смотрят на показатель «скорректированной чистой прибыли», который очищен от влияния ряда «бумажных» факторов, в том числе валютного, отмечает Мелкумова.
Скорректированная чистая прибыль «Яндекса», правда, также снизилась — на 11% по сравнению с 2014 годом и составила 12,2 млрд руб. ($167,1 млн). Падение прибыли по итогам года обусловлено расходами «Яндекса» на поддержание зарплат разработчиков «на конкурентном уровне», аренду московского офиса, за который «Яндекс» платит в валюте, а также на рекламные кампании своих сервисов, объясняет Мелкумова. В прошлом году «Яндекс» провел большие рекламные кампании сайта Auto.ru, «Яндекс.Маркета», «Яндекс.Браузера» и »Яндекс.Такси».
Кроме того, падение скорректированной чистой прибыли замедлилось к концу года, отмечает Мелкумова: в четвертом квартале оно составило только 8%, тогда как в течение года этот показатель снижался в динамике 10-16%.
В «Яндексе» отмечают значительный рост выручки в строчке «Другое», в которую включены нерекламные доходы таких сервисов, как «Яндекс.Такси» (значительная часть приходится именно на «Такси»), платные подписки «Яндекс.Музыки» и др. В 2015 году этот показатель увеличился на 155% — до 1,6 млрд руб. (и таким образом составляет 2,7% в выручке «Яндекса»). Рекламные доходы «Яндекса» в 2015 году выросли на 16% — до 58,2 млрд руб.
В «Яндексе» также впервые объяснили причину стабилизации доли компании на поисковом рынке в России — в третьем квартале 2015 года она составила в среднем 57,1%, в четвертом — 57,3% (по данным LiveInternet). Остановить и отыграть падение доли «Яндексу» удалось благодаря «качественным изменениям в поиске», говорит Мелкумова. Так, в прошлом году в несколько раз выросла база поиска: сейчас «Яндекс» видит больше документов в сети, чем год назад. Кроме того, компания усовершенствовала и расширила собственную краудсорсинговую платформу «Толока», которая участвует в машинном обучении алгоритмов поиска, усилила борьбу с оптимизацией (с помощью алгоритма «Минусинск», которые понижает в поисковой выдаче сайты, использующие недобросовестные методы оптимизации) и улучшила ранжирование на мобильных устройствах (сайты, которые не имеют мобильной версии будут находиться в выдаче ниже).