Международная компания Nielsen оценила значение Индекса потребительского доверия россиян: в третьем квартале он оказался равен 74 (падение на четыре пункта по сравнению с предыдущим кварталом). Исторический минимум в 72 пункта был зафиксирован в первом квартале 2015 года (исследование проводится с 2005 года). «Таким образом, признаки пробудившегося в предыдущем периоде потребительского оптимизма развития не получили», — говорится в пресс-релизе компании, посвященном исследованию.
В предыдущие десять лет индекс в третьем квартале «ни разу не скатывался в негативный тренд» (либо оставался стабильным, либо показывал рост), что было следствием «общего приподнятого настроения в постотпускной период», пишет Nielsen. И вот теперь послеотпускной эффект не проявился.
Индекс Nielsen рассчитывается с использованием трех показателей: оценки потребителями перспектив на рынке труда, характеристики собственного финансового положения и готовности тратить денежные средства. Если индекс превышает 100, это свидетельствует о том, что в среднем людей, настроенных оптимистически по этим параметрам, больше, чем пессимистов. Если значение индекса ниже 100, наблюдается превышение числа пессимистично настроенных граждан над числом оптимистов. Эксперты Nielsen провели свое исследование в 60 странах и опросили более 30 тыс. онлайн-потребителей в период между 10 августа и 8 сентября 2015 года.
Отчасти наблюдаемая динамика связана с августовским ослаблением рубля: все понимают, что это знак, что цены снова будут расти, пояснила коммерческий директор Nielsen в России Илона Лепп. Кроме того, сказалось то, что от привычного отдыха в этом году пришлось отказаться.