Как выяснил «Ъ», прошедшие на прошлой неделе обыски в офисах компании Qiwi, управляющей одноименной системой моментальных платежей, в сети платежных терминалов Comepay и ее головном Финарсбанке — лишь часть действий властей по борьбе с незаконным обналичиванием средств на этом рынке. Кроме правоохранительных органов на его участников активно воздействует Центробанк, уже установивший им жесткие временные рамки для исправления. Под таким двойным давлением некоторые игроки к крайним мерам прибегают уже сами. Так, крупная платежная система «Мобил Элемент» оперативно свернула сеть отделений в Санкт-Петербурге.
Вторую часть истории — о попытках уже финансовых властей параллельно с силовыми ведомствами искоренить бизнес обналички на рынке платежных систем и терминалов — «Ъ» рассказали участники этого рынка. По словам одного из них, в начале июня в ЦБ прошло совещание с участием представителей крупных игроков на этом рынке: платежных систем и операторов терминальных сетей — Qiwi, Comepay, «Рапиды», «Киберплата», Contact, «Мобил Элемента» и др. «В ходе совещания от представителей платежных систем (которые имеют лицензии ЦБ банков или небанковских кредитных организаций) потребовали усиления надзора за своими контрагентами, занимающимися сбором наличных платежей от физлиц,- рассказал он.- Так, до 1 июля платежные агенты (коими и являются терминальные сети) должны были перечислить на спецсчета 20% всех полученных от физлиц наличных средств, до 1 сентября — 40%, оставшиеся средства должны были быть перечислены до конца 2015 года». В ЦБ ситуацию комментировать отказались.
По закону «О национальной платежной системе» все наличные средства, полученные от граждан в оплату услуг, которые оказаны им третьими лицами (компаниями ЖКХ, связи и т. п.), агенты, обслуживающие терминалы оплаты, должны инкассировать на спецсчета в кредитных организациях. Однако по факту недобросовестные участники рынка инкассируют лишь небольшую часть средств, а основную сумму полученных наличных продают, зарабатывая на этом комиссию. «Покупатели» расплачиваются с агентами уже безналичным расчетом, и те, оставляя комиссию себе, перечисляют безналичные средства поставщикам услуг населению. Таким образом, для участия в схеме необходим платежный агент, обслуживающий терминал; платежная система, принимающая платежи; и кредитная организация, которая, вопреки требованиям, не контролирует реальный объем наличных средств, поступивших в терминал, и не соотносит его с объемом зачисленных на спецсчет средств, поясняет другой собеседник «Ъ» в одной из платежных систем. При этом участники рынка оценивают ежегодный оборот «темного» нала в сотни миллиардов рублей. Инкассацию всех наличных средств от агентов на спецсчет кредитные организации обязаны жестко контролировать. «Но многие банки ссылаются на то, что проверку реального объема наличных средств, поступивших в терминал, осуществить сложно. Однако это легко вычисляется при адекватном контроле агента и сопоставлении данных с данными федеральной налоговой службы»,- указывает председатель совета директоров «Золотой короны» Николай Смирнов.
Реакция перечисленных систем и сетей терминалов на запрос «Ъ» относительно взаимодействия с Центробанком была разной. «Группа Qiwi совместно с ведущими участниками рынка принимала участие во встречах, проводимых с Банком России. Встречи были посвящены обсуждению механизмов, позволяющих максимально быстро оптимизировать работу рынка платежей в соответствии нормами действующего законодательства»,- сообщил «Ъ» директор по связям с общественностью группы Qiwi Константин Кольцов. «Факт проведения встречи и участие представителей системы CONTACT неподтверждаем и неопровергаем. Объем средств, размещаемых на счетах в ЦБ, на отчетную дату указывается в бухгалтерской отчетности оператора системы. Действия регулятора не комментируем»,- сообщили в пресс-службе НКО «Рапида» — оператора системы CONTACT.
В Comepay и ее головном Финарсбанке не стали комментировать ситуацию, а в последнем и вовсе попытались абстрагироваться от сети терминалов. В «Киберплат» от комментариев отказались. В «Мобил Элементе» пресс-службы нет. Человек, связавшийся с «Ъ» от имени компании, но не представившийся, комментировать встречу в ЦБ не стал.
Впрочем, по словам источников «Ъ», выполнить даже первую часть требований ЦБ в срок смогли не все игроки. Прямой связи между этим фактом и визитами правоохранительных органов нет, но не исключено, что финансовые власти и силовики изначально могут действовать сообща, указывают собеседники «Ъ». Давление со стороны госорганов уже вынудило сами компании прибегнуть к крайним мерам. Так, «Мобил Элемент», как выяснилось, оперативно свернул обширную сеть офисов в Санкт-Петербурге, оставив лишь одно отделение в районе метро «Парнас». В московском call-центре компании (телефон в Санкт-Петербурге не отвечал) сообщили, что таково было решение руководства, отказавшись беседовать о причинах.
Действия ЦБ вкупе с проверками правоохранительных органов должны повлиять на политику участников рынка платежных систем по отношению к своим платежным агентам. «ЦБ планомерно борется с незаконным обналичиванием средств, и это — очередной шаг по ужесточению контроля за такими операциями,- указывает партнер BDO в России Денис Тарадов.- Это приведет к сокращению рынка незаконного обналичивания и, в свою очередь, к удорожанию таких услуг». Впрочем, до тех пор, пока стоимость их проведения не приблизится к стоимости легального ведения бизнеса, ряд игроков продолжат оказывать такие услуги своим клиентам, считает господин Тарадов.
Тем не менее первые результаты уже есть. По словам собеседников «Ъ», Qiwi уже уведомила своих агентов о том, что до сентября им необходимо будет перевести полученные наличные средства на спецсчета в полном объеме. По оценкам собеседника «Ъ» в крупной платежной системе, ужесточение контроля за спецсчетами приведет к тому, что к концу года на рынке может сократиться до 50% всех терминалов. «Впрочем, побороть окончательно этот канал обналичивания будет долгим и непростым делом, так как сомнительные агенты попросту будут переходить из одной кредитной организации в другую»,- считает господин Смирнов.