Интервью с Тимуром Векиловым, генеральным директором компании «Вокорд».
— Как, на ваш взгляд, поменялся ИТ-рынок в целом в условиях экономической нестабильности, и как это отразилось на вашей работе?
— В условиях экономической нестабильности особенно остро и быстро начинают проявляться проблемные места — и в каждой отдельной отрасли, и в экономике в целом. Положительный момент в этой ситуации заключается в том, что можно мобилизоваться и купировать так явно проявившиеся негативные проявления, когда игнорировать их становится невозможно. Если взглянуть на сегодняшнюю ситуацию, станет очевидно, что быстро и наименее болезненно к ней смогут адаптироваться те игроки, кто чувствует, предвосхищает направления будущего развития; те, кто «ловит» новые тренды. Ведь рано или поздно кризис будет преодолен, и надо быть готовыми к тому, что будет происходить дальше. Угадать направление, конечно, возможно, но лучше уметь просчитывать будущее развитие, а делать это могут лишь те, кто хорошо разбирается и в технологиях, и в предпосылках ситуации; обладает волей для принятия сложных взвешенных решений и приходит к ним с холодным расчетом и головой. Именно такие руководители станут движущей силой: возглавляемые ими компании будут формировать рынок, развивать его, и смогут, преодолев все сопутствующие трудности, не только остаться на плаву, но и значительно укрепят свое положение.
ИТ-рынок — это достаточно специфический сегмент; наша компания занимает на нем свое место, занимаясь разработкой и внедрением новейших технологий в области машинного зрения и распознавания образов. В определенной степени, мы, по сути, участвуем в создании этого рынка. Не секрет, что во все времена, даже когда экономика относительно стабильна, разработки инновационных решений требуют колоссальных вложений, времени и сил. Они всегда держатся особняком, поскольку применяют нестандартный подход, нетривиальные и сложные технологические решения, которые необходимо сначала придумать и разработать. Именно поэтому компании-однодневки не могут сейчас сколько-нибудь существенно повлиять на рынок, поскольку просто не в состоянии на нем закрепиться. У них нет ни наработанной базы, ни кадров, ни технологической школы, ни связей с отечественными поставщиками и разработчиками, которые сегодня являются палочкой-выручалочкой друг для друга.
Стартапы — не все, конечно, — тоже в какой-то мере являются заложниками текущей ситуации. Идея есть, но нет ресурсов для ее воплощения, поскольку и разработка, и процесс внедрения занимают определенное время. А как раз этого времени у стартапов нет: им необходимо быстро «отбиваться» на каждом этапе, чтобы получать деньги на следующий. Поэтому большинство действительно хороших идей сегодня невозможно доработать и внедрить в короткий срок.
Вложения в интеллект всегда возвращаются сторицей. Мы продолжаем культивировать именно такой подход, поэтому в целом ситуация для нас особенно не поменялась, и негативные изменения в экономике не являются критическими. Результаты наглядно это демонстрируют: в 2015 году оборот компании «Вокорд» вырос более чем на 20% — по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. Мы изначально были нацелены на повышение эффективности собственного производства в России, продуктивно сотрудничали с российскими производственными предприятиями, благодаря чему сократили зависимость от импортных комплектующих в 2015 в два раза.
— Какой сегмент рынка, по вашему мнению, наиболее активен на данный момент?
— На мой взгляд, наиболее активны те сегменты рынка, которые, помимо сокращения издержек, позволяют зарабатывать — это распознавание лиц и фото/видеофиксация на дорогах.
— Как ваша компания отреагировала на идею импортозамещения? Удается ли воплощать ее в жизнь и как?
— Поддержка отечественных производителей является одной из важнейших задач, которую решают правительства самых разных стран. Протекционистские меры в той или иной форме существуют практически во всех экономиках, где государство целенаправленно старается защитить собственных производителей: всевозможные преференции «своим» и заградительные барьеры «чужакам» — таков зарубежный опыт, и он однозначно показывает свою эффективность на определенных этапах экономического развития. Шаги, которые предпринимаются нашим государством по импортозамещению, безусловно, важны, и они, скорее всего, изменят ситуацию для многих отечественных производителей в лучшую сторону. Им проще станет продвигать свои продукты в государственном секторе (особенно производителям прикладного ПО).
Любая российская компания, использующая российские кадры, ведущая разработки собственных продуктовых линеек, имеющая собственное производство в России, которое она пытается развивать и делает это успешно, заслуживает того, чтобы государство оказало ей свою поддержку в любой форме. Наши производители могут и будут создавать отечественные продукты и технологии, которые превосходят зарубежные аналоги по целому ряду параметров. Мы сами — полностью российская компания и всегда максимально тесно работали и продолжаем работать с отечественными поставщиками. Все наши кадры — российские, мы гордимся нашей научной школой и отечественными разработками. Проводимая политика импортозамещения подтолкнет и ускорит развитие отечественных программных продуктов, это можно только приветствовать.
— Отразились ли на деятельности вашей компании взаимные санкции России и Запада? Какие задачи остаются нерешенными из-за них или, может быть, удается чего-то добиваться вопреки трудностям?
— Сегодня можно говорить о том, что для наших разработчиков и производителей, в принципе, создаются уникальные условия. У нас есть возможность совершить качественный скачок в развитии технологий, поскольку какое-то время и в какой-то степени мы будем лишены западного влияния. И давайте исходить из того, что это во благо! Хочешь, не хочешь — придется развивать свое. И как показывает опыт предыдущих поколений, наша страна способна мобилизовать силы, знания и человеческие ресурсы и сотворить чудо, даже находясь практически в изоляции. Если расценивать санкции, то, очевидно, что они изначально были ошибкой, результаты которой обернутся против тех, кто на них поставил. Ведь через какое-то вполне непродолжительное время мы выйдем на рынки других стран со своими технологиями, которые будут превосходить западные по большинству показателей. И наши интеллектуальные продукты и технологии будут иметь там спрос. Бизнес не будет смотреть на ограничения, он будет покупать и продвигать то, что ему выгодно. Тогда наши отечественные решения завоюют новые рынки, расширят горизонты присутствия российских производителей, поскольку наша научная школа способна на многое и обязательно себя еще проявит.
— Как в связи со сложившейся ситуацией в экономике изменились потребности клиентов компании?
— Безусловно, сложившаяся в экономике ситуация на всех повлияла достаточно сильно. Изменения на себе прочувствовали и разработчики, и производители, и клиенты тоже. Существенно изменилась стоимость финансовых ресурсов, что в конечном итоге кардинально сместило приоритеты. Если раньше кто-то вкладывался в достаточно интересные, но не «долгоиграющие» проекты, то сегодня однозначно можно говорить о том, что клиентам нужны хорошие надежные решения, рассчитанные не на один день, а на перспективу пяти — семи лет. Заказчики стали намного лучше разбираться в технологиях, конкретизации и постановке задач, стали более требовательны к возможностям систем и программному обеспечению. Клиенты не заинтересованы делать сиюминутные вложения — в нашей сфере интересов таких не бывает — это всегда взвешенный подход. И они по-прежнему готовы вкладывать деньги в проекты и продукты.
— Как на сегодняшний день складываются ваши отношения с партнерами?
— Надо отметить, что партнерская модель ведения бизнеса для вендора является оптимальной, она давно показала свою эффективность. Наша компания работает как раз по такой модели. Мы взаимодействуем с самыми разными партнерами по уровню и масштабу, начиная от системных интеграторов и заканчивая телекоммуникационными гигантами. Партнерская сеть «Вокорда» охватывает многие регионы России, и за прошедший год мы ее не только качественно улучшили, но и расширили. Сегодня мы работаем с самыми надежными организациями. Положительный опыт такого подхода к ведению бизнеса является для нас серьезным аргументом, именно поэтому мы сейчас переносим его и на зарубежные рынки. По той же схеме мы работаем в Казахстане, на Ближнем Востоке и странах Персидского залива. Участие в крупных международных выставках дает всходы в виде контактов для выхода на рынки других государств, как это было, например, на INTERSEC-2016 в Дубае, где мы участвовали в качестве экспонента.
— Каковы планы вашей компании на ближайшую перспективу?
— С нашей точки зрения, изменения в экономике и законодательстве помогут российским производителям создавать собственные продукты, которые смогут превзойти зарубежные аналоги. У разработчиков сейчас такой момент, когда они могут тратить меньше усилий на продвижение и сконцентрироваться на разработке совершенно новых продуктов. «Вокорд» всегда строил свою бизнес-модель, основываясь на своих научных разработках. Мы не собираемся ее менять и сохраним в будущем. Спрос на наши решения есть, и нам необходим комплексный подход к тому, чтобы улучшить технические характеристики существующих решений и создать новые продуктовые линейки. Нам необходимо заниматься разработкой новых алгоритмов, совершенствовать наши продукты с технической точки зрения, расширять их функционал, делать их более удобным для пользователей. Основное внимание мы уделяем улучшению наших продуктов по биометрическому некооперативному распознаванию лиц в потоке как наиболее перспективным технологиям обеспечения превентивной безопасности на объектах с массовым проходом людей. Еще одно флагманское направление, которое получит развитие в этом году и будет очень востребовано в перспективе ближайших нескольких лет — инструментарий для определения достоверности цифровых записей.