Смена привычек использования интернета, чрезмерное увлечение мобильными устройствами и безалаберное отношение к безопасности устройств были выделены в качестве ключевых областей кибербезопасности в последнем Kaspersky Cybersecurity Index. В первой половине 2017 года индекс показал, что пользователи все чаще становятся мобильными, пожилые пользователи сталкиваются с растущим уровнем онлайн-угроз и что число пострадавших пользователей, защищенных решениями безопасности, уменьшилось.
Kaspersky Cybersecurity Index основан на результатах онлайн-опросов пользователей интернета по всему миру, проводимых «Лабораторией Касперского» два раза в год. В первой половине 2017 года опрос был проведен среди 21 081 пользователя из 32 стран в возрасте 16 лет и старше.
Исследование показало, что современные пользователи пока чаще используют компьютеры для своих онлайн-операций, но предпочитают использовать мобильные устройства. К примеру, 78% пользователей получают доступ к своей учетной записи электронной почты с компьютеров, по сравнению с 87% в предыдущие шесть месяцев. 67% делают это со своих мобильных устройств, по сравнению с 59% во второй половине 2016 года. Доля пользователей, использующих свои мобильные устройства для покупок в интернете, выросла до 50% с 41% за предыдущие шесть месяцев, тогда как доля пользователей покупки онлайн с настольных компьютеров снизились с 80% до 75%. Эта тенденция наблюдается в большинстве видов онлайн-активности, отслеживаемых в индексе.
Впервые за несколько лет среднее количество устройств на одно домохозяйство показало небольшое снижение — в основном из-за сокращения количества компьютеров. Сегодня среднее домохозяйство имеет 6,2 устройства, подключенные к интернету, по сравнению с 6,3 во второй половине 2016 года.
В то же время доля защищенных пользователей также показала снижение. Хотя в конце 2016 года только 39% респондентов не защищали все свои устройства, теперь 41% пользователей признались, что у них нет никакой защиты. Это может быть связано с тем, что пользователи все больше используют мобильные устройства, которые чаще всего остаются незащищенными по сравнению с компьютерами. Это опасная тенденция: пользователи сталкиваются с рисками при использовании мобильных устройств, и чем больше они используют их для онлайн-активности, тем выше риск.
С начала 2017 года в базы данных «Лаборатории Касперского» попало более 20 млн вредоносных объектов, предназначенных для Android-устройств. Пользователи Android сегодня сталкиваются с программами, которые зашифровывают данные пользователя на своем телефоне в обмен на выкуп; вредоносным ПО, направленным на кражу денег из приложений мобильного банкинга; фишинговыми веб-страницами, предназначенными для получения незаконного доступа к учетным записям пользователя, например, в социальных сетях.
В результате за анализируемый период каждый четвертый (27%) респондент сообщил, что стал жертвой киберпреступности на каком-то устройстве. Хотя средняя доля таких пострадавших пользователей снизилась в течение первых шести месяцев года, это снижение произошло только среди тех респондентов, у которых на своих устройствах установлены решения безопасности.
Пожилые пользователи (в возрасте 55 лет и старше) оказались в зоне высокого риска в первой половине 2017 года. К примеру, во второй половине 2016 года только 12% таких пользователей сообщили, что они столкнулись с угрозой онлайн, а в первой половине 2017 года их оказалось 19%, большинство из которых сообщили, что они столкнулись с некоторыми типами вредоносных программ.
«Независимо от возраста и профессии людей акцент их цифровой жизни все больше переключается на мобильные устройства — люди доверяют им свои секреты, файлы, конфиденциальную информацию, деньги и многое другое. Однако киберпреступники также меняют свою тактику и все чаще атакуют мобильные платформы. Поэтому крайне важно, чтобы современные смартфоны и планшеты были так же защищены, как наши компьютеры. Помимо защиты собственных устройств, людям нужно помогать друзьям и членам семьи практиковать безопасное использование интернета, чтобы уменьшить риски, с которыми они сталкиваются», — заявил Андрей Мохола, руководитель отдела потребительского бизнеса «Лаборатории Касперского».