Visa снимает трансакции с гарантии

О том, что Visa разослала письмо, в котором предупредила членов системы об изменениях в порядке обслуживания карт, «Ъ» рассказали участники рынка. «Visa сообщила, что с 1 октября, если авторизационные запросы (получение одобрение от системы на проведение операции) по локальным операциям (внутри России) будут поступать в Visa, она не гарантирует их обработку»,- говорит один из собеседников «Ъ». По его словам, Visa фактически снимает с себя ответственность за отказ обрабатывать операции, за которые ей пришлось бы повторно внести страховой депозит в ЦБ. Visa подтвердила направление такого письма всем банкам.


Перевести весь трафик по картам МПС от банков и самих систем в НСПК по закону требовалось до 31 марта. MasterCard, за исключением отдельно взятых банков, уложилась в этот срок и перевела своих участников в НСПК. Visa начала процедуру передачи своего процессинга позже. В итоге она нарушила установленные сроки и была вынуждена разместить страховой депозит в ЦБ, однако впоследствии он был возвращен (официальный размер не раскрывался, по оценкам экспертов — до $50 млн). Тогда же было объявлено, что миграция банков в НСПК по картам Visa завершится не позднее 31 мая. Но фактически в этот срок был реализован лишь частичный переход, в рамках которого банки-эквайеры должны направлять авторизационные запросы в НСПК, а НСПК уже передает их Visa. Спрямить схему, исключив из нее Visa, чтобы весь платежный процесс шел только через НСПК, планировалось в третьем квартале. То есть до сих пор банки продолжали сотрудничать с Visa, как самостоятельно (в случае сбоев), так и через НСПК.


С 1 октября согласно первоначальной схеме банки должны работать только по процессингу НСПК. Однако, по информации «Ъ», полная миграция еще не завершена, и направленное банкам письмо Visa это фактически подтверждает. О том, что часть трафика, поступающего от некоторых банков в НСПК, все еще одобряется Visa, «Ъ» рассказали несколько банков, входящих в топ-20. Оценить масштабы таких операций невозможно, официально информации об этом у банков нет. В НСПК и Visa говорят, что речь идет только о небольшом количестве операций. «Все банки — прямые участники отправляют внутрироссийские авторизационные запросы и осуществляют обмен клиринговыми сообщениями по картам Visa через НСПК,- заявили там.- Но иногда, в силу ошибок процессинговых систем банков, бывают единичные случаи направления запросов в Visa. Именно поэтому банкам было направлено уведомление о необходимости дополнительного контроля и устранения подобных ошибок».


По оценкам участников рынка, на полное завершение миграции в НСПК необходимо не меньше месяца. В отведенные Visa три рабочих дня сентября завершить этот процесс едва ли возможно, считает один из собеседников «Ъ». В какой срок схема будет полностью спрямлена и успеют ли это сделать до 1 октября, в НСПК не раскрывают. «Это внутренний технологический процесс НСПК, который реализуется согласно утвержденной «дорожной карте» и никак не влияет на эквайринг операций»,- пояснили там.


Впрочем, и в НСПК, и участники рынка уверены, что новый подход Visa не приведет к сбоям по картам этой системы. Отказ Visa от гарантий по обработке таких операций «никак не отразится на возможности совершения операций держателями карт»,-подчеркивают в НСПК. «Если бы система сомневалась в готовности НСПК и банков обходиться без нее, то не стала бы пускать их в свободное плавание, направив такое уведомление,- отмечает источник «Ъ», знакомый с ситуацией.- Впрочем, если к ней будет идти какое-то значимое количество запросов, Visa, скорее всего, обсудит эту ситуацию с регуляторами, и они вместе выработают план действий». По мнению исполнительного директора ассоциации «Национального платежного совета» Марии Михайловой, если Visa, несмотря на свои первоначальные колебания, пошла на сотрудничество с НСПК, было бы логично довести начатое до конца: «Для Visa важна ее репутация и отношения с банками, поэтому на отказ от обработки операций, даже если они придут к ней ошибочно, система вряд ли пойдет».

Поделиться с друзьями
ASTERA