Visa попросила страховки от сбоев в российской системе платежных карт

Во вторник, 20 января, руководство Visa обсудит свое сотрудничество с ОАО «НСПК». До 31 марта международные платежные системы должны перевести обработку транзакций по своим картам в операционный и клиринговый центры НСПК. В противном случае им придется внести в Банк России гарантийный депозит (2,9 млрд долл. для Visa и MasterCard, по расчетам Morgan Stanley). Такие условия работы платежных систем в России законодатели установили после того, как весной 2014 года Visa и MasterCard из-за западных санкций заморозили операции по картам ряда российских банков.


MasterCard уже договорилась о переводе своего платежного трафика в России в НСПК, сообщил Банк России 12 января. Visa пока ведет переговоры. «Договор пока не подписан, но мы продолжаем работать с ЦБ и с НСПК, чтобы в кратчайшие сроки прийти к устраивающему все стороны решению», – сообщила РБК пресс-служба Visa.


Visa настаивает на том, чтобы после перевода трафика в НСПК у нее осталась возможность использовать свой операционный центр за рубежом, рассказали РБК три источника, близкие к руководству Visa и ОАО «НСПК». По словам источника, близкого к Visa, платежная система хочет, чтобы в случае сбоя в НСПК она смогла воспользоваться своими родными мощностями.


«Visa сомневается в том, что НСПК будет работать бесперебойно, особенно в первое время, и это нанесет удар ее репутации», – говорит он. «У НСПК может быть такая ситуация, когда она технически не сможет проводить все типы транзакций. Например, при платежах электронной коммерции, по операциям cash back (возврат на карту процента от платежа), платежах по программам лояльности премиальных карт», – говорит второй источник РБК, близкий к Visa. По его словам, технологии для осуществления таких нестандартных платежей требуют больше времени для разработки и не факт, что все заработает с 1 апреля.


По словам источников РБК, в переговорах с НСПК для Visa сейчас главное оставить возможность пользоваться родными мощностями. В ноябре 2014 года, когда Visa направила письмо в ЦБ, в котором перечислила условия своей работы в России, это было лишь одним из пожеланий. Тогда Visa настаивала еще и на том, чтобы сохранить за собой право устанавливать тарифы и иные виды платы за различные услуги, которые компания оказывает в России. Впрочем, в этом вопросе противоречий не оказалось. По закону НСПК должна установить свою тарифную политику, на решения по тарифам платежных систем она не влияет, но они должны уведомлять ее при каждом повышении цен на свои услуги за 120 дней. Также в своем письме Visa указывала, что готова пользоваться услугами НСПК на тех же условиях, что и другие платежные системы.


Источник РБК, близкий к НСПК, говорит, что «дочка» ЦБ категорически против предложения Visa. «Там считают, что банки и Visa будут злоупотреблять этой возможностью», – отмечает источник, напоминая, что в законе о НСПК не было запрета на использование двух оперцентров, но он фактически появился в проектах нормативных актов ЦБ.


Пресс-служба НСПК не сказала РБК о реакции на предложения Visa, напомнив лишь о том, что с 1 апреля 2015 года все внутрироссийские денежные переводы должны обрабатываться в операционном центре НСПК. «Если платежная система не готова выполнять это требование, она обязана внести обеспечительный взнос. Под юрисдикцию закона попадают все участники рынка», – сообщили там.


«Прежде всего при этих переходах не должен пострадать потребитель. На первых порах можно разрешить Visa пользоваться своим процессингом, поскольку главная задача – не испортить потребителю жизнь», – говорит зампред Райффайзенбанка Андрей Степаненко. «Visa имеет право на эти опасения, так как НСПК создается с нуля, – считает председатель правления НП «НПС» Алма Обаева. – Но здесь только практика является мерилом надежности». По ее словам, пока закон ​позволяет оператору системы​ иметь инфраструктуру за рубежом до июля 2016 года.​

Поделиться с друзьями
ASTERA