В 2016 году международный голосовой OTT-трафик впервые превысил традиционный телефонный трафик — 552 млрд минут против 546 млрд минут соответственно. В число крупнейших мессенджеров в мире входят WhatsApp (1,2 млрд пользователей в конце 2016 года), Facebook Messenger (1 млрд в середине 2016 года), QQ (900 млн на 3 квартал 2016 года), WeChat (846 млн на 3 квартал 2016 года), Skype (более 300 млн на конец 1 квартала 2016 года), Viber (260 млн на конец 2016 года).
В России, по данным опроса, проведенного Json & Partners Consulting в конце 2016 года, в тройку наиболее популярных мобильных мессенджеров и соцсетей вошли «ВКонтакте», WhatsApp и Viber. Skype (абсолютный лидер по данным 2013 года) сместился на 4 место.
Не прекращаются попытки российских операторов создать аналогичные проекты, которые бы могли конкурировать по популярности с существующими глобальными брендами. В 2015 году МТС запустила мессенджер MTS Connect, «МегаФон» в 2016 году «перезапустил» «Мультифон» (проект eMotion), а «ВымпелКом» планирует запустить в 2017 году приложение Veon, которое объединяет функционал мессенджера и агрегатора онлайн-сервисов.
При помощи мессенджеров выстраивается модель коммуникаций между потребителями и брендами — в настоящее время Россия в этом направлении делает пока только первые шаги. Некоторые ритейлеры пока, в основном, используют этот канал коммуникации со своими клиентами в самых простых вариантах (например, как замена обычному телефону для справок). Более активно мессенджеры используются в онлайн-продажах (прием заказов, бронирование билетов, службы поддержки). В некоторых компаниях уже достаточно активно используются боты, которые позволяют существенно сократить расходы на обслуживание клиентов.
Операторы мобильной связи сетуют на то, что в то время как их деятельность лицензируется, а мобильные мессенджеры предоставляют, по сути, те же услуги, их деятельность никак не регулируется. Необходимость регулирования мессенджеров была поддержана в Госдуме. В проекте стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы, опубликованном на сайте Совета безопасности России, предполагается, в том числе, усиление правового регулирования соцсетей и мессенджеров.
Основные перспективы развития в сегменте мобильных мессенджеров связаны с социальной коммерцией и созданием самодостаточных универсальных платформ, объединяющих самые разнообразные сервисы внутри одного приложения.