Интервью с Кириллом Шариным, генеральным директором Legion Group.
— Как, по вашему мнению, ИТ-рынок отреагировал на экономические проблемы в 2014 году? Какой сегмент пострадал больше всего, а какой был в выигрыше?
— Отреагировал нервно и неоднозначно. Одна часть рынка, связанная с поставками и внедрением зарубежных ИТ-решений, затормозила свои обороты. Другая часть, ориентированная на внедрение и разработку собственных программных решений и ИТ-сервисов, заметно активизировалась. Сейчас импортозамещение превратилось из мифического в достаточно реальный процесс. А еще год назад ничего не предвещало такого развития ситуации и все шло «по накатанной».
Самой уязвимой в сложившейся ситуации оказалась дистрибуция. В условиях резкой девальвации рубля все заинтересованные стороны (и партнеры-вендоры, и дистрибьюторы, и заказчики) пытаются предугадать, как изменятся «правила игры» и как приспособиться к новым условиям с наименьшими потерями. На это все нужно время.
Корпоративные продажи пострадали меньше. Безусловно, был период недолгой растерянности, несколько сместились акценты, но в итоге это не вызвало таких последствий, как в дистрибуции.
Меньше всего ощутили негативное влияние интеграторы. В силу их длинного рабочего цикла говорить о реальном объеме последствий пока не приходится. Более того, многие заказчики озаботились решением задач повышения эффективности и внедрения автоматизации.
— Как ваша компания боролась с трудностями? На какие сферы вы обратили особое внимание?
— Безусловно, изменения внешней среды и требования клиентов не могли не сказаться на внутренней жизни компании. Сейчас многие компании оптимизируют свою структуру и бизнес-процессы, и мы не исключение. Объем рынка уменьшился, значит, мы должны научиться гибко оперировать своими затратами и нацелиться на жесткую конкуренцию в условиях падения прибыли.
На фоне внутренней оптимизации и перераспределения ресурсов мы начали уделять повышенное внимание существующим клиентам, увеличению количества предлагаемых им услуг и, по возможности, новых продуктов. Понимая положение, в котором оказались многие партнеры, мы стараемся поддерживать их, предлагая оптимизацию совместного бизнеса. При этом, безусловно, уделяем значительное внимание платежной дисциплине, оптимизации складов — то есть снижению «лишних» затрат, мешающих нормальной работе.
Кроме того, прошедшее время в вопросе неуместно, адаптация к новым реалиям только началась.
— Положительно ли повлияла на ваше производство идея импортозамещения, озвученная в 2014 году и активно продвигаемая сегодня?
— Если учесть, что после объявления программы импортозамещения рубль укрепился, то влияние невелико. Вообще зачастую импортозамещение — понятие условное. Одно направление импорта сменяется на «точно такое же, но другое».
Если же говорить о перспективе, то цикл разработки обычно достаточно долгий, база наработок за последние годы у нас в стране небольшая, и быстрого эффекта здесь ожидать не следует. Важно поддерживать начатое движение, планомерно взращивать и восстанавливать наукоемкие отрасли.
В любом случае радует, что процесс пошел. Например, стали появляться вполне достойные поставщики программного обеспечения в сфере автоматизации.
— Как санкции, введенные ЕС и США против России, отразились на деятельности вашей компании?
— Если мы не затрагиваем общую экономическую ситуацию на рынке, то, по большей части, никак. Наши зарубежные партнеры заинтересованы в сохранении позиций на российском рынке и стараются сами без особой нужды не «травмировать» канал, прилагая собственные усилия по минимизации последствий санкций.
Для компании они отразились только в одном — резко подорожало привлеченное финансирование.
— Претерпела ли изменения ваша стратегия развития в связи с ситуацией на рынке?
— По большому счету нет. Однако все изменения, которые мы планировали проводить в штатном режиме, пришлось резко ускорить. Главное, было необходимо настроиться на жесткую конкуренцию в условиях падения привычной прибыли, еще более внимательно работать с клиентами и одновременно работать над проблемой оптимизации расходов, чтобы компенсировать образовавшуюся дельту.
— Как, на ваш взгляд, изменится ИТ-индустрия в текущем году? Какие оптимистичные и негативные сценарии развития ситуации вы ожидаете?
— В текущем году рынок расти не будет, самый оптимистичный сценарий — медленное восстановление от значений «2014 год минус 30%». Будет происходить передел рынка, расслоение на сильных и слабых, при этом только первые получат шанс расти. Уменьшится число компаний на рынке, конкурентная борьба станет жестче. Ввиду этого стоит ждать слияний и поглощений, сокращений персонала, повышенных требований к знаниям и навыкам сотрудников.
Есть и приятные моменты, хоть и вынужденные. Я ожидаю, что требования клиентов к выбору решений и поставщиков станут более рыночными и экономически обоснованными. В условиях сокращения ИТ-бюджетов заказчики будут искать способы оптимизации затрат, обращая внимание на решения с хорошей окупаемостью и защитой инвестиций.
Стоит ожидать появления и укрепления на рынке отечественных и азиатских производителей ИТ-решений.
Негативный прогноз, к сожалению, таков: продолжит увеличиваться доля заказчиков из государственного и условно государственного сектора, частный же бизнес, наоборот, будет меньше вкладываться в развитие.
— Каковы планы вашей компании на ближайшую перспективу? Решаетесь ли вы делать прогнозы на 2015 год?
— Планы компании просты, как и у большинства наших конкурентов и партнеров, — реструктурировать бизнес, продолжать развивать перспективные направления и жестко оптимизировать или закрывать остальные. Что касается 2015 года, мой прогноз — затяжная стагнация или максимум небольшой рост с большой волатильностью внешних факторов.