Госпоисковик «Спутник» в течение 2015 года получит от своего основного акционера «Ростелекома» до 800 млн руб. на разработку сервисов с использованием технологий обработки «больших данных» (Big Data). «Спутник» следует за западными поисковиками и «Яндексом», уже развивающими это направление, а «Ростелеком» собирается внедрять такие сервисы внутри компании, чтобы в дальнейшем предоставлять их сторонним заказчикам.
«Ростелеком» в 2015 году вложит дополнительные средства в развитие технологий Big Data на базе поискового сервиса «Спутник», сообщил «Ъ» президент госоператора Сергей Калугин. По его оценке, объем инвестиций может составить от 600 млн до 800 млн руб., которые пойдут на закупку оборудования и разработку сервисов. «Спутник» «уже накопил существенную экспертизу» в области Big Data, утверждает вице-президент «Ростелекома» Алексей Басов. Его технологии будут использоваться внутри «Ростелекома», а затем госоператор сформирует решения и продукты, которыми смогут воспользоваться сторонние заказчики, уточняет он. Пилотные проекты, позволяющие оценить эффект от анализа больших данных, «Ростелеком» уже провел в некоторых регионах. По словам господина Басова, они позволят оптимизировать работу сети и клиентский сервис, повысить ARPU (средняя выручка на абонента) за счет предложения дополнительных продуктов, предсказывать отказ клиента от услуг, сэкономить за счет таргетированной коммуникации с абонентом.
Госпоисковик «Спутник» был запущен в мае 2014 года и позиционируется как проект, ориентированный на пользователей, которым необходима социально значимая информация, например о госуслугах, здравоохранении и др. Сейчас он в стадии бета-тестирования, его не планируют продвигать до выхода в коммерческую эксплуатацию. По данным LiveInternet, вчера количество переходов россиян на интернет-сайты со страниц его поиска составило лишь 2,4 тыс. Таким образом, «Спутник» на 19-м месте по популярности среди поисковиков с долей около 0%.
Для сравнения: доля «Яндекса» составляла 52,5% с 96,4 млн переходов, Google — 38,1% с 69,9 млн переходов. Контроль в ООО «Спутник» принадлежит структурам «Ростелекома», блокирующий пакет — Вячеславу Рудникову и Василию Васину.
В декабре 2014 года об открытии направления по оказанию услуг обработки «больших данных» Yandex Data Factory объявил и «Яндекс». «Использование технологий «больших данных» поисковиками абсолютно закономерно. Поиск — это, прежде всего, работа с большими объемами разнообразных неструктурированных данных»,- считает менеджер по маркетингу корпоративных решений Dell в России, Казахстане и Центральной Азии Павел Борох. Направление Big Data перспективное, но в этом сегменте есть большое количество крупных зарубежных игроков, напоминает аналитик «Уралсиб Кэпитал» Константин Белов. «Непонятно, в чем именно будет привлекательность решений от «Ростелекома», так как компания не самая инновационная. Возможно, некоторых заказчиков сервисы заинтересуют за счет того, что это российская разработка, но какую долю рынка они займут и насколько экономически эффективным будет проект, прогнозировать сложно»,- говорит он.
По данным IDC, мировой рынок Big Data к 2018 году вырастет до $60 млрд. В России он только начинает формироваться, рассказывала ранее «Ъ» аналитик IDC Наталья Виноградова. Основными поставщиками услуг в стране являются SAP, IBM, Teradata. В России такие технологии пользуются спросом у правительственных организаций, в банковской сфере, интернет-торговле, телекоме, здравоохранении, говорит заместитель гендиректора SAP CIS Дмитрий Шепелявый. Западные поисковики уже используют Big Data, указывает он, приводя в пример сервис Google Flu Trends, позволяющий определить скорость распространения вируса гриппа в различных странах и очаги заболевания. На корпоративном уровне Big Data, по словам господина Шепелявого, используется для выполнения запросов, касающихся поиска документов по реквизитам и содержимому.