Продажи смартфонов iPhone в России за январь-май 2016 года выросли на 76% в количественном и на 84% в денежном выражении относительно аналогичного периода прошлого года, подсчитал «Связной». В самом ретейлере динамика продаж схожа с показателями рынка, а в принадлежащей ему сети C-Store, которая продает только технику Apple, рост оказался выше — на 80% в штуках и 93% в рублях, рассказал РБК представитель компании Сергей Тихонов.
Другие опрошенные РБК ретейлеры тоже заметили резкий рост продаж iPhone. По данным «Евросети», за пять месяцев в России было продано на 74% больше смартфонов Apple, рост выручки составил 83%. По данным «Эльдорадо», за этот период в России продали в два раза больше iPhone. Оценка «М.Видео» скромнее: рост на 65% в штучном выражении в целом по рынку, при этом в самой сети он оказался выше — в два раза. Такой же показатель и у «ВымпелКома» (бренд «Билайн»), а в салонах МТС было продано в полтора раза больше iPhone. «МегаФон» подсчитал продажи за полугодие: они также увеличились в два раза год к году. Сильнее всех продажи увеличила re:Store — на 110% в штуках и 119% в рублях. Всего за этот период россияне купили около 1 млн iPhone, а совокупная выручка ретейлеров от их продаж составила 36 млрд руб., рассказал источник в одной из розничных сетей.
В 2015 году за тот же период продажи смартфонов Apple в России, наоборот, упали, говорят представитель «М.Видео» Валерия Андреева и директор департамента закупок «Евросети» Алексей Широков. Тогда россияне купили на 43% меньше iPhone, чем в январе-мае 2014 года, хотя выручка ретейлеров от этих продаж снизилась только на 7%, отмечает Широков. Это было связано с ослаблением курса рубля и ростом средней цены на iPhone, добавляет он.
В первом квартале 2016 года поставки iPhone в Россию увеличились на 112% в количественном выражении, до 635 тыс. штук, и на 68% в деньгах, добавляет аналитик исследовательской компании IDC Наталья Виноградова. Она объясняет рост востребованностью бренда на российском рынке, сочетанием технических характеристик, дизайна и «уникальной экосистемы», а также сбалансированной ценовой политикой.
У Apple широкий ассортимент смартфонов во всех ценовых сегментах выше 20 тыс. руб., это одна из причин роста спроса, добавляет Тихонов. В марте компания выпустила новый гаджет iPhone SE, более дешевый, чем его предшественник iPhone 6S. С его появлением в магазинах динамика продаж iPhone в C-Store ускорилась более чем в два раза: в апреле потребители купили на 165% больше iPhone, чем годом ранее, а выручка от продаж увеличилась на 155%, говорит Тихонов. По его словам, увеличение продаж iPhone стало одним из основных драйверов роста выручки C-Store: за год она увеличилась в два раза, до 1,7 млрд руб.
На рост спроса повлияли снижение цен на iPhone в апреле и укрепление рубля, говорит Широков из «Евросети». Как писал РБК, в марте 2016 года ретейлеры снизили цены на технику Apple. Чаще всего дешевели iPhone 6 и 6S, на 1,5–3 тыс. руб. Цены на эти устройства действительно снижаются, и это один из факторов роста продаж, подтверждает представитель «ВымпелКома».
Главной причиной роста продаж iPhone, однако, представитель «ВымпелКома» называет успех модели 5S 2013 года выпуска, которая «несколько месяцев подряд занимает первое место по продажам на российском рынке». С этим согласен директор по закупкам цифровой и компьютерной техники «Эльдорадо» Юрий Бадер-Баер: по его словам, iPhone 5S на первом месте в продажах смартфонов с начала года. Эта модель занимает основную долю в продажах устройств Apple в России: по итогам мая россияне купили 110 тыс. таких смартфонов, а следующей модели (iPhone 6) — около 20 тыс., добавляет представитель МТС. По его словам, в росте продаж большая доля приходится и на восстановленные iPhone. Источник в одном из ретейлеров объясняет, что стоимость старых моделей «сравнительно низкая», поэтому спрос на них оказался выше. Назвать доли старых моделей и восстановленных смартфонов в продажах представители ретейлеров отказались.
Еще один фактор повышенного спроса на iPhone — оживление потребительского кредитования, говорят представители «Связного», «Эльдорадо» и «ВымпелКома». Программы рассрочки стали доступнее, поэтому простимулировали спрос на iPhone, объясняет Бадер-Баер. Как писал РБК, в январе-апреле 2016 года доля смартфонов, планшетов, фотоаппаратов и ноутбуков, которые россияне покупали в кредит, выросла на 20–25% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Ретейлеры объясняли это тем, что стали предлагать больше программ рассрочек, а также падением реальных доходов населения.