Минкомсвязи подготовило законопроект о закреплении в российском законодательстве возможности реализации компаниями акций и долей в уставном капитале своим работникам. Потребность в таких изменениях довольно давно испытывают стартапы IT-сектора. В то же время использовать закрепляемый механизм сможет любая заинтересованная в этом организация.
Согласно тексту законопроекта (есть у «Известий»), изменения вносятся в закон «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью». Сейчас ни в них, ни в других законах нет понятия опционного договора, в том числе между работодателем и работником.
Такой договор предусматривает обязанность компании продать своему сотруднику акции или доли в том количестве и по той цене, которые оговорены в договоре. Также в этом соглашении прописывается, что такая продажа возможна лишь при наступлении определенных условий — например, если человек проработал в компании определенный срок или в случае достижения организацией определенных показателей и пр. Выгода работника в том, что он покупает акции по установленной договором цене, а продать может уже по рыночной цене либо сохранить, рассчитывая на дальнейший рост их стоимости. Можно также отметить, что вообще в деловой практике есть опционы и на покупку, и на продажу чего-либо.
Несмотря на отсутствие правового механизма, работодатели и сейчас используют опционные программы с целью долгосрочной мотивации персонала, в первую очередь это касается топ-менеджмента и особо ценных сотрудников. При этом им приходится использовать довольно сложные правовые конструкции (например, безотзывная оферта) — это несколько снижает гарантии выделения работнику доли в компании. Юрист компании «Деловой фарватер» Павел Ивченков заметил, что часть компаний структурирует свои опционные программы в иностранных юрисдикциях.
— В предыдущие годы российское законодательство основывалось на двух постулатах, — рассказывает венчурный инвестор и консультант Аркадий Морейнис. — Первый заключается в том, что учредители и сотрудники — это два разных мира, следовательно, не предусмотрено регулирование вопросов о приобретении сотрудником статуса учредителя. Второй постулат — все учредители равны, что означает отсутствие таких понятий, как «основатель» и «инвестор». Отношения между ними также не регулируются. Но сейчас уже во многих сферах применяется разделение на инвесторов и основателей. Появляются сотрудники, которые нацелены на то, чтобы в перспективе стать одними из учредителей проектов.
Замруководителя юридического департамента «Национальная юридическая служба» Надежда Макарова тоже считает, что необходимость в легальных опционных механизмах назрела давно.
— Сейчас самая распространенная схема — простая расписка от собственника бизнеса с обязательством продать или подарить сотруднику какой-то процент акций, долей в уставном капитале в случае достижения нужного результата в продажах или в производстве. К сожалению, в этой схеме оба понимают, что обязательство — филькина грамота. Поэтому введение легального опционного механизма облегчит жизнь многим компаниям, поможет грамотно мотивировать персонал, даст бизнесу возможность развиваться активными стараниями заинтересованных людей, — говорит Макарова.
Сейчас реализация опционных программ затруднена. Срок, в течение которого компания может владеть своими акциями (или долями), ограничен одним годом, пояснил младший партнер практики юридического и налогового сопровождения консалтинговой фирмы «НЭО Центр» Александр Румянцев. При этом опыт реализации опционных программ за рубежом показывает, что участие в них работников предусматривается на протяжении 5–7 лет.
Поэтому законопроектом Минсвязи предлагается закрепить возможность покупки компанией акций (или долей) с целью дальнейшего размещения среди сотрудников на срок до 7 лет. Проектом предлагается установить предельный размер доли в уставном капитале, которая может принадлежать компании для целей реализации работникам, в размере 25%. В настоящее время, например, акционерное общество не вправе выкупать более 10% собственных акций.
В Минкомсвязи «Известиям» сообщили, что законопроект разработан министерством в инициативном порядке.
— Потребность в изменениях испытывают высокотехнологичные компании IT-сектора. Больше всего заинтересованы в них небольшие стартапы. Суть изменений сводится в следующему: стартапы иногда не могут в самом начале своей деятельности платить привлекаемым специалистам. Предложенные изменения позволят им заинтересовывать специалистов долей в уставном капитале в будущем, — указали в пресс-службе ведомства.