Ассоциация «РУССОФТ» определила тенденции, характерные для софтверной отрасли России в 2016-2017 годах. Если зарубежные доходы российских разработчиков ПО растут с 2014 г. стабильно на 11-13%, и аналогичное увеличение ожидается по итогам 2017 г., то продажи на внутреннем рынке в долларовом выражении в 2016 г. стали обеспечивать основной прирост доходов большинства предприятий отрасли после резкого сокращения годом раньше.
В прошлом году софтверные компании заработали в России не менее $4,4 млрд, что на 21% больше, чем в 2015 г. По итогам 2017 г. они ожидают рост на 14%, но эта оценка основана на ожиданиях опрошенных компаний при условии стабильного обменного курса национальной валюты или его снижения по отношению к доллару США. При укреплении рубля на 10% в 2017 г. рост в долларовом выражении окажется выше — до 25%.
Софтверные компании ожидают вполне приличного роста продаж на внутреннем рынке — не меньшего, чем за рубежом. При этом не стоит говорить о том, что разработчики сознательно переориентируются на российский рынок в ущерб работе за пределами своей страны. После потрясений российской экономики с резким сокращением внутреннего рынка программного обеспечения в 2009 г. и 2014-2015 гг.. подавляющее большинство разработчиков нацелена на работу на экспорт. Согласно исследованию «Перспективы российских ИТ-разработок на глобальном рынке», инициированному корпорацией SAP, только 10-15% российских компаний, разрабатывающих софт для корпоративного рынка, не присутствуют и не планируют присутствовать в дальнем зарубежье.
Данные «РУССОФТ» говорят о том, что многие разработчики, которые прежде весь (или почти весь) доход получали в России и ближнем зарубежье, теперь рассматривают возможности работы по всему миру. Один из ярких примеров — создание компанией «1С» дочерней структуры, которая специализируется на продвижении решений материнской структуры как на западных рынках, так и на рынках развивающихся стран.
Перспективы роста продаж на глобальном рынке в ближайшие годы хорошие, несмотря на проблемы, создаваемые российским компаниям на рынках западных стран. Однако стоит обратить внимание на то, что небольшим компаниям сложнее работать за рубежом, чем в России. Итоги 2016 г. еще раз подтвердили то, что для наращивания зарубежных продаж желательно иметь оборот $10-20 млн. Зато на внутреннем рынке темпы роста небольших продуктовых компаний выше (по сервисным компаниям большого различия нет). Чтобы такие компании быстрее закреплялись на глобальном рынке, необходима более мощная государственная поддержка.