В четвертом квартале 2016 года количество пользователей, столкнувшихся вредоносными программами, крадущими деньги или ценную финансовую информацию, достигло 319 тыс. — на 22,49% больше, чем за тот же период в 2015 году.
Праздничный сезон — это благоприятный период не только для предприятий розничной торговли, испытывающих высокий спрос на свою продукцию, и для покупателей, ищущих выгодные предложения, но и для киберпреступников, которые, не колеблясь, исследуют новые возможности незаконного извлечения выгоды в то время года, когда покупки в интернете совершает больше пользователей, чем обычно.
Как показала динамика кибератак в ноябре 2016 года, самый привлекательный день осенне-зимних праздников для киберпреступников — это киберпонедельник. В ноябре 2016 года технологии защиты «Лаборатории Касперского» обнаружили отчетливый скачок в количестве атакованных пользователей, а 28 ноября (в киберпонедельник) их число было в два раза больше, чем в предыдущий день.
Что касается черной пятницы и рождественских праздников, тут картина отличается — пик атак происходит за день или два до фактических праздничных дат. Эти различия в поведении злоумышленников можно объяснить различным характером праздников. В отличие от черной пятницы и Рождества, киберпонедельник целиком касается интернет-продаж, таким образом, преступники видят больше смысла в совершении своих вредоносных кампаний конкретно в этот день.
Для достижения своих целей преступники использовали около 30 семейств банковских троянских программ, постоянно отслеживаемых «Лабораторией Касперского». Пять из них наиболее распространены: Zbot, Nymaim, Shiotob, Gozi и Neurevt. От них пострадали 92,35% пользователей в этот праздничный период.
"Данные по динамике атак показывают, что операторы финансовых вредоносных программ пытались привязать свои действия к конкретным датам 2016 года, и содействие праздничного сезона в количество финансовых вредоносных атак в этот период отчетливо прослеживается. Финансовые атаки снова находятся на подъеме, и все их "мишени" — от владельцев и клиентов интернет-магазинов до держателей кредитных карт и банков — должны быть осведомлены об опасности и принять соответствующие меры, чтобы обезопасить себя. В качестве меры безопасности после сезона праздников мы рекомендуем покупателям, которые использовали свои кредитные карточки для покупки подарков и товаров в течение последних трех месяцев, следить за информацией об их финансовых операциях в ближайшие месяцы. Как правило, преступники не снимают деньги с украденных карт сразу. Часто они выжидают несколько недель или даже месяцев, чтобы подготовиться к обналичиванию", — рассказал Олег Купреев, эксперт по вопросам безопасности в «Лаборатории Касперского».