В Общественной палате переосмыслили лимит по SIM-картам в одни руки

Общественная палата переформатировала ранее оглашенный лимит по числу SIM-карт, оформленных на одного человека — он, с одной стороны, концептуально смягчен (ранее предполагалось 10 номеров), с другой — ужесточен. Предполагается, что каждый россиянин сможет записать на себя не более пяти номеров с привязкой к электронным платежным инструментам, но у каждого оператора сотовой связи. В России пять федеральных мобильных операторов («МегаФон», Tele2, МТС, «Билайн», Yota), поэтому речь в среднем о 25 «симках». Собственно для мониторинга «платежных «симок» создадут специальный реестр. Об этом рассказал «Известиям» участник проекта Общественной палаты «Перспектива» Денис Калугин.


По его словам, в ближайшее время итоговая версия инициативы будет направлена в Минкомсвязи и правительство РФ. Как подчеркивает Калугин, россияне будут вправе покупать сколько угодно «симок», но только 25 из них смогут использоваться для проведения финансовых операций. Граждане привязывают мобильный номер к своим счетам для совершения денежных переводов через интернет- и мобильный банк, оплаты товаров и услуг, погашения кредитов и пр.


— Наша цель — ввести ограничение на количество оформляемых мобильных номеров на одного гражданина (не более пяти у одного оператора связи), к которым возможно подключение функции перевода денежных средств, — пояснил Калугин. — Таким образом, гражданин сможет оформить на себя 25 SIM-карт у пяти операторов связи — для совершения банковских операций. Остальные SIM-карты, которые захочет приобрести человек, не смогут использоваться для подключения платежных сервисов. Контроль будет осуществляться по всем операторам и банкам: предполагается создание единой системы мониторинга количества SIM-карт у физлица. Лимит по числу SIM-карт в одни руки, с помощью которых можно проводить банковские операции, позволит существенно сократить объем незаконного вывода денег через счета сотовых операторов мошенниками. Сейчас преступник может приобрести и 200, и 500, и 1 тыс. SIM-карт, и все они будут иметь возможность подключения платежных сервисов.


Ранее в Общественной палате и Ассоциации российских банков (АРБ) предлагали гораздо более радикальный вариант: совокупный лимит в 10 номеров сотовой связи на человека.


Против подхода «10 SIM-карт в одни руки» ранее выступили Минкомсвязи и Минэкономразвития, посчитав его излишне жестким. В Минкомсвязи и сейчас против: «Предложение ограничить граждан в SIM-картах противоречит Гражданскому кодексу и в целом здравому смыслу. Эта мера никак не поможет в борьбе с мошенничеством, так как операторы не осуществляют платежей самостоятельно, а только в связке с банком и через банки». В Минэкономразвития коротко отметили, что «концептуально согласны с наличием подобного рода проблемы выведения средств через счета сотовых операторов».


— Каждому россиянину нужно 18 SIM-карт, — подсчитал зампред банковской ассоциации НСФР Александр Наумов. — Всё просто: нужно в среднем пять карт, оформленных на отца семейства, если дети несовершеннолетние и жена не работает; телефоны престарелых родителей потребуют покупки еще четырех карт. В машины, современные спутниковые системы охраны ставят «симки», системы видеонаблюдения могут иметь большое количество карт, по одной на камеру, еще у человека может быть более одного телефона, еще каждому члену семьи нередко покупают по мобильному планшету. Нужды могут быть разными.


Руководителю направления разработки карточных продуктов Бинбанка Александру Матущенко нравится идея ограничить количество выдаваемых SIM-карт.


— С точки зрения сравнения количества SIM-карт, оформляемых на одного человека, предыдущее предложение нравится больше, так как мы по-прежнему придерживаемся мнения, что разумному гражданину больше чем 10 номеров попросту не нужно, — считает Матущенко. — Использование SIM-карт в технологиях «умного дома», охранных систем и прочего может проходить вне лимита, карты могут выпускаться с ограниченным функционалом, который необходим только для поддержания технологии.


По мнению вице-президента банка «Открытие» Юрия Божора, вместе с установлением числа SIM-карт в одни руки следует существенно ужесточить контроль за мобильными операторами в части идентификации владельцев контрактов мобильной связи и переводов средств со счетов мобильных телефонов. Божор уверен: если оба этих подхода будут реализованы, это затруднит использование мошенниками номеров мобильной связи для получения и вывода денег сомнительного происхождения.


— Новый вариант лимита по числу мобильных номеров и SIM-карт, оформленных на одного человека, лучше, чем старый, учитывает права и интересы граждан и при этом всё же способен сократить мошеннический вывод средств через счета сотовых операторов, — уверен адвокат компании «Деловой фарватер» Антон Соничев.


Профессор академии управления МВД России, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Иван Соловьев указывает, что на отдельные виды товаров в силу их особенностей или свойств могут налагаться различные ограничения при их реализации в свободной продаже.


— Если Минкомсвязи примет аргументы о том, что предлагаемые ограничения помогут перекрытию каналов хищения денежных средств с кредиток, то объяснить данное решение гражданам вполне возможно. Однако удивляет, что до сих пор неизвестна позиция по данному вопросу МВД России, которое в полной мере должно владеть информацией о криминогенной обстановке в данной сфере и целесообразности таких ограничений. А для среднестатистического гражданина по большому счету неважно, сможет ли он покупать 10 карт в целом или 25 карт у пяти операторов. Уверен, что большинство наших сограждан обходятся одной-двумя «симками».


В пресс-службе компании «ВымпелКом» (марка «Билайн») уверены, что предложенный лимит не повлияет на уровень мошенничества, но приведет к ограничению конституционного права граждан на доступ к информации. В пресс-службе МТС указали, что эффективно противодействовать хищениям средств можно за счет тесного взаимодействия между банками, операторами связи, регуляторами и правоохранительными органами, так как все участники рынка дистанционных финансовых сервисов должны в первую очередь сами заботиться о лояльности своих клиентов.


В Центробанке сообщили, что не комментируют рабочие документы. В Росфинмониторинге, Минфине, МВД и компании «МегаФон» не ответили на запросы.

Поделиться с друзьями
ASTERA