Интервью с Марией Соловьевой, менеджером по маркетингу представительства ViewSonic в странах СНГ и Прибалтики.
— Как, по вашему мнению, ИТ-рынок отреагировал на экономические проблемы в 2014 году? Какой сегмент пострадал больше всего, а какой был в выигрыше?
— Экономический кризис в России негативно сказался на всех отраслях и видах деятельности. Можно, конечно, анализировать, в каких сферах падение оказалось меньше, в каких больше, но в целом тренд очевиден — стремительное сокращение инвестиций, падение промышленного производства, снижение реальных доходов населения… ИТ-рынок тоже предсказуемо отреагировал на экономические проблемы снижением объемов. Бюджеты на закупку ИТ-продукции были существенно сокращены. Первая половина 2015 года продемонстрировала остро негативную динамику даже по сравнению с далеко не самым успешным 2014 годом. Есть некоторая надежда на стабилизацию ситуации во второй половине года, но я согласна с теми экономистами, которые говорят, что «осенью не будет легче». Экономические проблемы России не «рассосутся» сами по себе, а реального реформирования экономики на сегодняшний день не происходит, да и международная обстановка далека от разрядки.
Из хороших новостей — бизнес очень оперативно перестроился на работу в новых условиях и, хотя фактор неопределенности продолжает существенно влиять на ситуацию, прошла некоторая растерянность, характерная для второй половины 2014 года. Все быстро вспомнили, что это не первый и, боюсь, далеко не последний кризис, через который мы проходим. Я недавно прочла, что «адаптивность выражается не только в способности адаптироваться к переменам, но и в желании приспособиться к ним». Мне кажется, для российского бизнеса такая адаптивность очень важна — мы не только можем очень быстро приспособиться к новым условиям, но и охотно начинаем рассуждать на темы «какие положительные моменты кризиса мы можем отметить».
— Как ваша компания боролась с трудностями? На какие сферы вы обратили особое внимание?
— В непростой экономической ситуации большое внимание уделяется оперативному планированию. Это крайне важно, поскольку в силу высокой неопределенности длительное планирование — даже на год вперед — стало крайне затруднительно. Годовые планы и прогнозы должны оперативно корректироваться с учетом реалий рынка. Естественно, мы также скорректировали свои планы по развитию бизнеса в регионе СНГ.
С точки зрения продуктовой линейки — понятно, что продуктовая стратегия глобального бренда не определяется экономической ситуацией в отдельно взятой стране. Так что наш продуктовый портфель не изменился и в России. Но мы постарались сфокусироваться на наиболее важных, приоритетных для компании направлениях бизнеса, нашли возможности для расширения продуктовой линейки и, в частности, смогли предложить нашим партнерам новые бюджетные модели, которые максимально удовлетворяют текущим запросам российских потребителей.
Надо сказать, что для европейского офиса ViewSonic Россия по-прежнему является фокусным регионом. Все понимают, что, несмотря на все сложности, потенциал нашего рынка очень велик. Так что мы получаем всю необходимую поддержку от штаб-квартиры, что, в том числе, позволило нам не сворачивать программ поддержки наших российских партнеров, несмотря на очевидное сокращение объемов бизнеса.
— Повлияла ли на вашу деятельность идея импортозамещения, озвученная в 2014 году и активно продвигаемая сегодня?
— Идея импортозамещения не повлияла на деятельность нашей компании. На рынке отсутствуют отечественные производители мониторов, проекторов и коммерческих панелей. Да и в целом, что касается «импортозамещения» ИТ-оборудования, речь, как правило, идет либо о попытках замещения продукции «недружественных» стран продукцией, например, из стран юго-восточной Азии, либо об «отечественном» производстве, когда на основе полностью импортных комплектующих выполняются операции по отверточной сборке.
Ну что ж, можно, конечно, «пересадить» все правительственные органы РФ с продукции Apple на продукцию Samsung, но какое это отношение имеет к идее импортозамещения и, самое главное, к развитию отечественного производства — не вполне понятно.
— Претерпела ли изменения ваша стратегия развития в связи с ситуацией на рынке?
— Как я уже говорила, мы скорректировали наши планы развития бизнеса в России, но в целом не могу сказать, что наша стратегия претерпела существенные изменения. Надо сказать, что активный рост во многих сегментах российского ИТ-рынка (например, на рынке мониторов, который является фокусным для компании ViewSonic) прекратился задолго до текущего кризиса, так что мы свою стратегию в последние годы строили исходя из реалий работы на стагнирующем рынке, на котором невозможен «пассивный рост» только за счет роста самого рынка, и необходимо прикладывать дополнительные усилия для развития бизнеса, фокусироваться на определенных продуктовых сегментах, потребительских группах.
— Как, на ваш взгляд, изменится ИТ-индустрия в текущем году? Какие оптимистичные и негативные сценарии развития ситуации вы ожидаете?
— Мы планируем наш бизнес исходя из оптимистичного сценария, который предполагает постепенный выход страны из кризиса и определенное восстановление экономики в перспективе конца 2015-го и в 2016 году. Конечно, не произойдет никакого быстрого «отскока» и объемов рынка 2012-2013 годов мы в ближайшее время не увидим, но постепенная стабилизация ситуации, восстановление потребительского спроса позволит нам более оптимистично планировать свою деятельность в России. По итогам же текущего года на ИТ-рынке определенно произойдет существенное сокращение объемов.
Конечно, экономика России является крайне зависимой от международной конъюнктуры — существенное снижение цен на нефть, резкое ужесточение санкций исключать нельзя и такой негативный сценарий предполагает дальнейшее «схлопывание» экономики и «вторую волну кризиса». Но на сегодняшний день мы не планируем свой бизнес исходя из этого варианта. Я бы сказала, что мы — осторожные оптимисты.