Объем российского рынка корпоративных ОТТ/облачных сервисов, по предварительным оценкам Json & Partners Consulting, вырос в 2016 году на 40% — до 29,9 млрд рублей, что составляет около 0,5% от глобального потребления корпоративных ОТТ-сервисов. В то же время темпы роста российского рынка в 2016 году были в два раза выше мировых (40% против 20%).
Одна из проблем российского рынка состоит в том, что у отечественных провайдеров, значительная часть которых «выросла» из классической системной интеграции, по-прежнему принято ориентироваться на крупный бизнес и госсектор. Однако наличие у крупных корпоративных потребителей в России мощных собственных ИТ-инфраструктур с очень низким, присущим всем без исключения on-premise-инсталляциям уровнем утилизации этих ресурсов позволяет провайдерам публичных сервисов рассчитывать в этом клиентском сегменте рынка лишь на предоставление относительно небольшого объема дополнительных ресурсов, задействуемых клиентами по модели гибридного облака.
Рост корпоративных ОТТ-сервисов в мире и его перспективы в России связаны с СМБ и микробизнесом. В России этот сегмент пока практически не охвачен автоматизацией — большинство малых, средних и микрокомпаний не имеют собственного серверного оборудования и не используют соответствующие облачные сервисы, которые способны увеличить конкурентоспособность бизнеса, оптимизируя издержки и повышая при этом качество продуктов и услуг. Поэтому именно в сегменте СМБ и SOHO для корпоративных ОТТ-сервисов очень важна полноценная реализация всех характеристик облачного сервиса, таких как полностью автоматический процесс выделения ресурсов по требованию и самообслуживание. Только это позволяет добиться снижения себестоимости взаимодействия с клиентом, достаточной для получения приемлемой маржинальности работы с клиентами с низким ARPU, какими являются СМБ и в особенности компании микробизнеса.
Другой сдерживающий фактор состоит в том, что пока в России не сформированы экосистемы поставщиков и потребителей облачных сервисов. Поэтому сейчас очень важна своего рода «просветительская» деятельность. Ведь в России уже доступен довольно большой перечень корпоративных ОТТ-сервисов, включая узкоспециализированные и отраслевые, как от глобальных игроков, так и от локальных, но СМБ и микробизнес об этом практически ничего не знают. И получается замкнутый круг: охват сервисами невелик, поскольку «широкие бизнес-массы» не знают об их доступности и экономическом эффекте от их применения, что, в свою очередь, не дает возможности провайдерам расширять этот охват и развивать свои сервисы качественно.
Json & Partners Consulting прогнозирует, что при реализации сценария «как есть» в 2021 году объем потребления корпоративных ОТТ-сервисов в России составит около 90 млрд рублей, а в период 2016-2021 гг. CAGR будет равен 24%. При этом около 70% прироста будет обеспечено ростом потребления со стороны среднего, малого и микробизнесов. В случае реализации ряда стимулирующих мер, в частности законодательных, российский рынок может показать в два раза более высокие темпы роста (до 40% CAGR в период 2016-2021 гг.) и достичь в 2021 году размера в 180-200 млрд рублей.