Значимым для рынка фиксированного ШПД в Москве, Новой Москве и Московской области макроэкономическим фактором являются темпы строительства нового жилья в регионе. Названный район в совокупности является лидером по строительству нового многоэтажного жилья, и его ввод в эксплуатацию приводит к появлению новых домохозяйств, не охваченных услугами фиксированного ШПД и платного ТВ. Суммарно в московском регионе было построено 14,7 млн м2 жилья, то есть в нем появилось потенциально несколько десятков тысяч новых домохозяйств.
По данным анализа Json & Partners Consulting, рынок фиксированной связи Москвы и Московской области продолжает расти, но темпы его роста в последние несколько лет замедлились. Аналитики прогнозируют, что в 2015 году объем рынка фиксированной связи в Москве составит 496 млрд рублей, а в Московской области — 21 млрд рублей. При этом следует отметить, что рост рынка фиксированного ШПД в основном будет обусловлен ростом абонентской базы при незначительном снижении ARPU, и только в Новой Москве ARPU будет расти.
Наиболее консолидированным является рынок фиксированного ШПД в Москве, где первая пятерка операторов в 2015 году будет занимать почти 90% рынка по абонентской базе и чуть меньше — по выручке. В Подмосковье рынок гораздо более фрагментирован: лидер рынка имеет 16% абонентской базы, остальная поделена между большим количеством средних и мелких операторов. В Новой Москве два оператора с самой крупной абонентской базой суммарно владеют менее чем 50% рынка.
В дальнейшем рынок фиксированного ШПД региона ожидает медленный рост с CAGR 2-3%, при этом аналитики ожидают стабилизации ARPU.
Рынок кабельного и IPTV московского региона схож с рынком фиксированного ШПД по основным тенденциям, однако следует упомянуть его некоторые отличительные особенности. Среди них более высокое проникновение услуг в Москве (ожидается, что оно достигнет 101,9% в 2015 году) и более низкое — в Новой Москве и области. Аналитики прогнозируют медленный рост ARPU услуг в регионе на протяжении всего прогнозируемого периода. Московский рынок кабельного и IPTV является еще более консолидированным, чем рынок фиксированного ШПД (два лидера рынка получают более 90% выручки от этих услуг), а рынок Московской области — еще более фрагментированным (лидер рынка занимает менее 10% и в абонентах, и в выручке).
Ключевыми драйверами рынка являются органический рост количества домохозяйств в МО и Новой Москве за счет массового строительства многоквартирных домов, повышение привлекательности тарифных планов за счет комплексных тарифов (пакетные предложения), а также появление новых дополнительных услуг, которые могут увеличивать ARPU.
Основными сдерживающими факторами для рынка стали снижение располагаемых доходов населения, невозможность привлечения операторами на приемлемых условиях финансирования для развития инфраструктуры, рост стоимости сетевого и абонентского оборудования из-за изменения курсов иностранных валют, низкая воспринимаемая ценность у абонентов дополнительных услуг.