Предпосылками к появлению сетей доставки контента в мире стали такие факторы, как рост числа пользователей интернета и увеличение объемов передаваемого трафика. Управление доставкой контента становилось сложнее, и для решения проблем доставки и дистрибуции контента свои услуги стали предлагать первые CDN-операторы. Рынок CDN впервые был освоен компаниями Akamai, LimelightNetworks и CDNetworks. В настоящее время на коммерческой основе услуги CDN в мире предоставляют свыше 40 компаний. К лидерам мирового рынка по объему переданного трафика относят компании Akamai, Limelight и Level3.
Сегодня 57% от всего интернет-видеотрафика приходится на сети CDN, по прогнозам Cisco, к 2019 году этот показатель составит 72%. По итогам 2014 года объем мирового трафика в сетях CDN составил 16,7 эксабайт, в 2015-м он достигнет 22,6 эксабайт. К 2019 году данный показатель вырастет до 84,3 эксабайт. Среднегодовой рост трафика CDN в мире за этот период составит 38%.
Первая CDN-сеть в России была развернута в 2008 году под брендом Ngenix, в 2010 году о запуске коммерческих CDN-услуг заявили сразу несколько стартапов, тем самым заложив основу нового направления услуг связи. На сегодняшнем рынке сетей доставки и дистрибуции контента в России выделяются компании Webcaster, SkyparkSDN, CDNvideo, Ngenix и «МегаФон».
По схеме организации работ компании делятся на традиционные «чистые» CDN — сети, принадлежащие компаниям, для которых CDN-направление является основным видом деятельности, и «смешанные» CDN — сети, принадлежащие компаниям, для которых развитие сетей доставки контента не является основным видом деятельности. Среди основных направлений деятельности CDN-компаний стоит отметить кэширование контента, потоковое вещание, организация услуги «видео по запросу» и защиту веб-ресурса/контента, отметили эксперты Json & Partners Consulting.
По мнению Максима Акинина, управляющего директора Level 3 в России и СНГ, в настоящее время рынок CDN в России сформировался: услуга как таковая и идентифицируется клиентами, на рынке работают как глобальные CDN-операторы, так и российские. Предложение/конкуренция уже на достаточно высоком уровне. Одним из основных драйверов роста рынка являются проекты VOD и OTT. На первом этапе VOD- и OTT-операторы предпочитают использовать собственные ресурсы для доставки контента, но при росте количества абонентов сталкиваются с проблемой роста и поддержания качества при масштабном распространении услуги. На этом этапе наиболее привлекательным вариантом развития является специализированные CDN-провайдеры, что представляет последним очевидные возможности. Кроме того, позитивным фактором является рост пропускной способности и проникновения сетей доступа — как фиксированных, так и мобильных. Среди обстоятельств, которые сдерживают рост, можно упомянуть о потенциальной инвестиционной «вилке» — цена на оборудование номинируется в твердых валютах, тогда как пользователи CDN-услуг хотят платить в рублях, при этом все более низкую цену.
По словам Ярослава Городецкого, генерального директора CDNvideo, объем рынка CDN сейчас составляет около полумиллиарда рублей. Рынок продолжает расти, однако скорость роста несколько уменьшилась в связи с общим состоянием экономики. В перспективе рост на 50-100% в год будет продолжаться еще несколько лет. В числе основных драйверов рынка Ярослав выделил популяризацию видеосмотрения в интернете, рост качества видео, запуск телевизионных ОТТ-сервисов крупными игроками рынка. Кроме того, существует серьезный приток клиентов, ранее пользовавшихся европейскими хостерами.