Интервью с Марией Соловьевой, менеджером по маркетингу представительства ViewSonic в странах СНГ и Прибалтики.
— Как, по вашему мнению, ИТ-рынок отреагировал на экономические проблемы в 2014 году? Какой сегмент пострадал больше всего, а какой был в выигрыше?
— ИТ-рынок предсказуемо отреагировал на экономические проблемы снижением объемов. И частные, и корпоративные пользователи серьезно пересмотрели свое отношение к тратам и перешли в «режим экономии». Бюджеты на закупку ИТ-продукции были существенно сокращены. Ажиотажный спрос, спровоцированный паникой и желанием срочно превратить стремительно дешевеющий рубль в какой-либо товар, предпочтительно импортный, немного поправил продажи в конце года, но в целом не изменил остро негативной динамики по 2014 году.
Естественно, ситуация с курсом рубля, с «санкционными войнами» больнее всего ударила по импортерам. Возможно, какие-то локальные производители, например российские разработчики ПО, и получили определенные дивиденды от происходящего, но, в целом, ситуация для ИТ-рынка очень непростая.
— Как ваша компания боролась с трудностями? На какие сферы вы обратили особое внимание?
— Ситуация развивалась достаточно стремительно. Еще в начале 2014 года сложно было прогнозировать такое резкое ухудшение политической и экономической ситуации, так что действовать пришлось максимально оперативно. Естественно, были скорректированы планы компании, большое внимание уделялось оперативному планированию, что особенно важно в ситуации, когда в силу высокой неопределенности длительное планирование на год и даже на квартал стало крайне затруднительно. С точки зрения продуктовой линейки понятно, что продуктовая стратегия глобального бренда не определяется экономической ситуацией в отдельно взятой стране. Так что наш продуктовый портфель не изменился и в России. Но мы постарались сфокусироваться на наиболее важных, приоритетных для компании направлениях бизнеса, таких как, например, проекторный рынок, развитие направления коммерческих панелей. К сожалению, очень тяжелая ситуация сложилась на мониторном рынке, который всегда был «родным» для компании ViewSonic и где падение продаж усугубилось резким снижением маржинальности. На мониторном рынке мы также постарались сфокусироваться на нескольких приоритетных для нас сегментах.
— Положительно ли повлияла на ваше производство идея импортозамещения, озвученная в 2014 году и активно продвигаемая сегодня?
— Идея «принудительного импортозамещения» и идея развития отечественного производства на основе планомерных и многолетних инвестиций в образование, науку, производственную базу — это, как говорится, две большие разницы. В принудительном импортозамещении я ничего положительного не вижу, тем более что, по большей части, речь идет о «псевдоотечественном» производстве, когда на основе полностью импортных комплектующих выполняются самые элементарные операции по отверточной сборке или когда на полностью импортный (произведенный за рубежами страны) продукт просто клеится шильдик с «отечественным брендом».
— Как санкции, введенные ЕС и США против России, отразились на деятельности вашей компании?
— Непосредственно на деятельность нашей компании введенные санкции не повлияли, но опосредованно, безусловно, сказались негативно — «санкционная война» отрицательно влияет на экономическую, да и на психологическую ситуацию в стране: существенно ухудшился инвестиционный климат, выросли цены, снизилась покупательская активность.
— Претерпела ли изменения ваша стратегия развития в связи с ситуацией на рынке?
— Мы, безусловно, скорректировали наши планы. Но я не могу сказать, что наша стратегия претерпела существенные изменения. Как я уже упоминала, глобальная продуктовая стратегия компании ViewSonic определяется на уровне корпорации и не «завязана» непосредственно на ситуациях в отдельных странах. Стратегия развития бизнеса в конкретном регионе, конечно, строится с учетом экономической ситуации в данной стране или группе стран, но активный рост во многих сегментах российского ИТ-рынка прекратился задолго до текущего кризиса, так что мы свою стратегию в последние годы строили исходя из реалий работы на стагнирующем рынке, на котором невозможен «пассивный рост» только за счет роста самого рынка, и необходимо прикладывать дополнительные усилия для развития бизнеса, фокусироваться на определенных продуктовых сегментах, потребительских группах.
— Как, на ваш взгляд, изменится ИТ-индустрия в текущем году? Какие оптимистичные и негативные сценарии развития ситуации вы ожидаете?
— По итогам 2015 года произойдет существенное сокращение объемов, даже по сравнению с не самыми радужными цифрами прошлого года. Наверняка сократится количество игроков рынка — мы с вами станем свидетелями ухода некоторых достаточно заметных компаний и прекращения бизнеса многих небольших организаций. Само по себе это может даже позитивно сказаться на ИТ-индустрии, поскольку рынок покинут, в первую очередь, наименее эффективные компании. Но это как раз оптимистичный сценарий, когда такое оздоровление рынка будет происходить на фоне улучшения общей экономической ситуации в стране, восстановления спроса. Негативный сценарий, напротив, предполагает дальнейшее «схлопывание» экономики, ухудшение внешнеполитического климата, продолжение и расширение санкций… Конечно, большинство игроков рынка планируют бизнес исходя из надежды на позитивный тренд во второй половине 2015 года, тем не менее, объективно, ситуация по-прежнему малопредсказуемая, и делать прогнозы крайне сложно. Вернее, как раз в прогнозах сейчас недостатка нет, но вот их достоверность крайне низка.
— Каковы планы вашей компании на ближайшую перспективу? Решаетесь ли вы делать прогнозы на 2015 год?
— Прогнозы мы делать решаемся, но вот оценить их вероятность не берусь!