Мошенники, рассказал Сосков, действуют через соцсеть «ВКонтакте». Они регистрируют различные аккаунты и предлагают оформить заем на сумму от 10 тыс. до нескольких миллионов рублей, при этом в качестве подтверждения серьезности своих намерений демонстрируют лицензии УК «КапиталЪ». Копию лицензии мошенники высылают «заемщикам» в качестве доказательства своей надежности.
Тем, кому «одобрен» заем, «кредиторы» предлагают заплатить «паевой взнос в кредитный кооператив» в размере от 1 тыс. до 4 тыс. руб, перечислив деньги на «Яндекс.Кошелек». Сделать это нужно до выдачи займа. Если жертва согласилась, мошенники просят перевести еще и «страховку по кредиту» — около 4 тыс. руб.
Если гражданин медлит, мошенники начинают ему угрожать, продолжает гендиректор УК «КапиталЪ». Суть угроз сводится к следующему: «Вам уже оформлен кредит, и если не перечислите страховку, к вам придут коллекторы». После того, как гражданин перечисляет средства, лица, предлагавшие заем, исчезают.
Так и не получившие кредиты напуганные граждане в итоге находят сайт ООО «Управляющая компания «КапиталЪ» и звонят по указанному там телефону. «Мы фиксируем примерно один случай в день», — уточнил Сосков.
Например, 7 апреля этого года жительнице поселка Гремячий Вологодской области через «ВКонтакте» предложили выдать кредит на 700 тыс. рублей на 10 лет. Женщина согласилась, и кредит был «одобрен». За его предоставление «кредиторы» попросили перечислить «комиссию» в 3,5 тыс. руб. По техническим причинам «заемщица» не смогла перечислить деньги. На следующий день мошенники ей сообщили, что кредит уже выдан и они пришлют к ней коллекторов за неисполнение обязательств по договору (по факту никаких договоров женщина не подписывала — все общение проходило через интернет). Только после этого женщина позвонила в УК «КапиталЪ».
15 апреля москвичка откликнулась на предложение взять кредит, поступившее через «ВКонтакте». Мошенники «одобрили» 2 млн руб. под 20% на 7 лет и потребовали перечисления комиссии в 3,75 тыс. руб. После того, как деньги были перечислены, мошенники потребовали, чтобы «заемщица» оплатила страховку в размере 4,8 тыс. руб. Женщина стала раздумывать, в результате чего мошенники опять же заявили, что кредит уже оформлен, и стали ей угрожать коллекторами. Только после этого пострадавшая обратилась в УК «КапиталЪ».
УК «КапиталЪ» — одна из крупнейших в России компаний в сфере управления активами. Кредитованием частных лиц она не занимается, как и не имеет отношения к кредитным кооперативам. «Мошенники могут взять лицензию с сайта любой управляющей компании — по закону УК обязаны их размещать в интернете», — добавляет Сосков. По его мнению, эта ситуация дискредитирует весь рынок коллективных инвестиций. «У людей может сложиться впечатление, что все, связанное с паями, паевыми взносами, является обманом, — опасается Сосков. — Хотя, откровенно говоря, мошенники пользуются финансовой неграмотностью населения».
Гендиректор УК «Альфа-Капитал» Ирина Кривошеева успокаивает, что за последние 2-3 года люди стали более осторожными и «въедливыми», когда речь заходит о финансовых услугах. «Речь может идти о нескольких десятках пострадавших, но на отрасли в целом это вряд ли отразится».
В последнее время в связи с ростом просрочки (за прошлый год в целом по банковской системе просрочка по розничным кредитам выросла на 52%) банки ужесточили требования к заемщикам. В микрофинансовых организациях требования мягче, но там нельзя занять крупную сумму. Вследствие этого люди, нуждающиеся в средствах и в то же время не обладающие высоким уровнем финансовой грамотности, «покупаются» на предложения получить кредит от неизвестных лиц.
Бороться с этим сложно. Адвокат МКА «Клишин и партнеры» Дмитрий Васильченко говорит, что для подачи заявления о возбуждении уголовного дела должны собраться десятки пострадавших, поскольку суммы ущерба небольшие.
Сама УК «КапиталЪ» не может подать заявление в правоохранительные органы, так как не является пострадавшей стороной, но призывает к этому понесших убытки граждан, говорит Сосков.
«Это классическая форма мошенничества в интернете. У нас есть модераторы и юристы, которые отслеживают подобную информацию и ограничивают ее распространение. Зачастую этого оказывается достаточно», — сказал РБК начальник пресс-службы «ВКонтакте» Георгий Лобушкин, уточнив, что аккаунты и группы блокируются по заявлениям пострадавших лиц.