Инфляция снижается, рубль умеренно укрепляется, что, казалось бы, создает предпосылки для снижения ключевой ставки, уверены эксперты. Однако они не сомневаются, что на совете директоров 29 апреля регулятор оставит ее без изменения. Причем на этом же уровне — 11% — ставка может быть заморожена до конца года.
В марте, когда в последний раз совет директоров принимал решение о ставке, некоторые аналитики прогнозировали, что в апреле регулятор точно изменит ее. Однако за прошедшее с того момента время мнение экспертов изменилось. Опрошенные «Известиями» эксперты считают, что вероятность изменения ставки на пятничном заседании крайне мала. По их мнению, для этого шага у регулятора нет оснований. Тем не менее эксперты с нетерпением ждут комментарий ЦБ по результатам заседания, чтобы понять дальнейшие планы Центробанка.
— Если говорить об апрельском заседании, то я не думаю, что ставка изменится: вероятность понижения низкая, а условий для ужесточения политики нет, — комментирует главный эксперт центра экономического прогнозирования «Газпромбанка» Егор Сусин.
Главный аналитик УК «Ронин Траст» Андрей Верхоланцев тоже полагает, что ЦБ не станет снижать ключевую ставку.
— По итогам марта инфляция составила 7,3%, но мониторинг Центробанка и данные независимых опросов свидетельствуют о наличии высоких инфляционных ожиданий, поэтому ЦБ займет выжидательную позицию, — отмечает он.
Ранее председатель Центробанка Эльвира Набиуллина заявляла, что Банк России намерен снижать ключевую ставку, однако будет учитывать фактор инфляции. Она, правда, сейчас снижается, но, как говорила в интервью «Известиям» первый зампред ЦБ Ксения Юдаева, политика регулятора «не имеет немедленного влияния на экономику и инфляцию, оно является отложенным во времени».
— Поэтому мы должны принимать во внимание не столько текущую динамику, сколько видение будущей динамики на горизонте как минимум нескольких кварталов. А ситуация на финансовых и сырьевых рынках достаточно волатильная, и это создает некоторые риски на указанном горизонте, — отметила первый зампред ЦБ, добавив, что есть и разовые факторы, которые нельзя не учитывать. В частности, речь идет о рисках, связанных с бюджетом.
Именно этот риск отметила и главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова.
— У нас есть проблема бюджетной политики. По мартовским данным мы видим, что расходы бюджета начали расти и во втором полугодии рост расходов продолжится. С одной стороны, расходы бюджета выступают стимулом экономической активности, с другой — увеличивают инфляционный риск, и в последнее время Центробанк выступал против бюджетных рисков, — подчеркнула она.
Главный экономист «Альфа-банка» не только видит мало факторов в пользу снижения ставки, но и считает, что на текущем уровне она застряла надолго — до конца года.
К тому же, указывает она, возможность повышения ставок ФРС США никто не отменял, поэтому ЦБ будет ориентироваться на то, что будет происходить в Америке. Снижению ставки препятствует и рост плохих банковских долгов, который означает накапливающиеся инфляционные риски, подытожила Орлова.
— Даже если ставка будет снижаться, процесс будет очень медленным, — подтверждает Егор Сусин. — Китай оказывал сильное негативное влияние на рынки развивающихся стран, но сейчас готов поддержать темп экономического роста за счет господдержки, так что до конца года фактор не будет каким-то значимым для рынков. И я исхожу из того, что ФРС будет медленно повышать ставку — ожидается одно повышение летом, одно — на декабрьском заседании в конце года. Если Федрезерв даст сигнал о повышении ставки этим летом, то краткосрочно это может повлиять негативно, может произойти небольшая распродажа активов.
Андрей Верхоланцев тоже говорит о том, что само по себе повышение ставки ФРС является мощным фактором в пользу укрепления доллара, а за этим следует снижение спроса на любые сырьевые активы, в то время как в зависимости от нефтяных цен находится российская валюта.
— Потенциальное снижение ключевой ставки ЦБ во втором полугодии во многом зависит от ситуации на внешних рынках, особенно в том, что касается нефтяных цен, — уверен аналитик. — Если цены стабилизируются даже на текущем уровне, то риск для рубля сократится, и это позволит снижать ставку. Пока что активному росту цен мешает несбалансированное предложение на нефтяном рынке.
Впрочем, он отмечает, сокращение предложения ожидается к концу 2016 года в связи с сокращением добычи нефти в США, которая уже упала ниже 9 млн баррелей в сутки.
— Цены, вероятно, не упадут ниже январских уровней, которые оказались неприемлемыми для большинства участников рынка, — прогнозирует Андрей Верхоланцев. — Стоимость нефти до конца года будет пребывать в коридоре $34–50 за баррель.