Исследование социологов Московского педагогического государственного университета (МПГУ) выявило, что социальные сети подтачивают приверженность человека традиционным ценностям. Чем больше времени человек проводит в соцсетях, тем меньше он ценит семью, мораль и нравственность.
Результаты исследования «Отношение студентов к институту семьи: репрезентация семейных ценностей в социальных медиа Рунета» опубликованы его авторами: доктором социологических наук Анной Домбровской и доктором политических наук Еленой Бродовской. Согласно опросу, 1100 российских студентов, 73% тех, кто проводит в соцсетях меньше часа в день, считают традиционные ценности (в первую очередь семейные) важнейшими жизненными приоритетами. Из тех, кто проводит в соцсетях несколько часов, лишь 65% считают семейные ценности приоритетными. А из студентов, проводящих в соцсетях почти целый день, только 56% ставят семейные ценности на первое место.
Обратная тенденция усматривается в случае с группой ценностей «работа, бизнес, карьера»: это основные приоритеты для 41% респондентов, проводящих в соцсетях наибольшее количество времени. А из тех, кто проводит в сетях меньше часа в день, работу, бизнес и карьеру на первое место ставят 30% опрошенных.
Весьма контрастная ситуация складывается с ценностями группы «нравственные качества, мораль»: из тех, кто проводит в соцсетях минимум времени, нравственность и мораль ценится 10% респондентов. А из тех, кто посвящает сетям наибольшее количество времени, эти ценности считает приоритетными 0%.
Параллельно с анкетированием исследователи обработали с помощью сервиса для мониторинга социальных сетей IQBuzz 1 млн социально-медийных сообщений российской студенческой молодежи из трех соцсетей: «ВКонтакте», «Одноклассники» и Facebook за два года. Сопоставление обработанного контента и результатов опроса показало, что в соцсетях студенты упоминают семейные ценности гораздо реже, чем при анкетировании: 37% их сообщений содержит упоминание семьи, в то время как в опросах значимость семейных ценностей в качестве духовных ориентиров так или иначе указывают в среднем 67% респондентов.
— Установленная коллегами корреляция между пользованием соцсетей и семейными и другими традиционными ценностями весьма любопытна, — говорит профессор, руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной. — Но я бы не стал поспешно делать выводы, утверждая, что чем больше человек проводит в соцсетях, тем меньше он ценит семью. Дело в том, что на основании полученных данных можно сказать и ровно обратное, например, что человек, испытавший разочарование в семье, чаще прибегает к коммуникации в соцсетях. Равным образом вероятно, что здесь действует упущенный третий фактор, который может быть каким угодно, — уровень самооценки, пережитая несчастная любовь и т.д. Социальные сети действительно положительно влияют на карьеру и самореализацию их пользователей, и в этом их плюс. И в этом я вижу позитивное влияние соцсетей на общество, хотя многие их ругают.
Профессор МГУ Андрей Манойло считает, что в социальных сетях, равно как и в других открытых средах, человек может оказаться под влиянием различных групп и это влияние может быть как положительным, так и деструктивным.
— С одной стороны, соцсети позволяют экономить время, гораздо быстрее и проще устанавливать связи с интересными и полезными людьми, чем в обычной жизни. С другой стороны, для молодежи, не искушенной в общении, коммуникация в соцсетях может оказаться сродни хождению по минному полю, — отметил Андрей Манойло. — Допустим, есть группа людей, которая хочет вовлечь молодежь в протестное движение. И в соцсети она приходит под самым благовидным предлогом. Она создает «клуб любителей котиков» и начинает выкладывать фото котиков. Группа быстро растет, так как все любят котиков, но в какой-то момент организаторы переходят на политику: делают серию вбросов, публикуя фото машины, раздавившей котика, с которым гуляла молодая девушка. На следующем фото оказывается, что это машина федерального чиновника. И вот уже вся группа готова выйти на улицы и участвовать в акциях протеста. Таков механизм, с помощью которого умелые коммуникаторы могут негативно влиять, используя соцсети как оружие.
Андрей Манойло оценивает появление соцсетей позитивно, считая их коммуникативным инструментом, развивающим мир.
— Деться от информационного общества мы никуда не сможем, надо учиться грамотно использовать новые технологии и общаться в виртуальной среде, — считает ученый. — При этом замечу, что ценности людей в реальном и виртуальном мире различаются. Во втором люди создают себе личности-аватары, для которых могут быть характерны героизация друзей (например, в сообществе толкиенистов), инфантильность или что-то еще. Но перенести эти ценности в реальный мир не получается, и в этом могут заключаться проблемы для них и их близких в реальной жизни.