У россиян стихает интерес к юаню

С 1 октября 2014 года, когда уже сформировался тренд по снижению цены нефти и девальвации рубля, по 1 октября 2015 года юань укрепился относительно рубля на 61,4%, свидетельствуют данные ЦБ. Доллар за тот же период подорожал на 66,9%, евро — на 47,6%. К юаню в период курсовых колебаний проявили интерес не только квалифицированные инвесторы-игроки на бирже, но и обычные граждане, однако в последнее время, как заявили опрошенные банкиры, спрос на китайскую валюту у населения упал.


Объем торгов юанем на Московской бирже вырос с начала 2015 года в пять раз, достигнув в августе рекорда за всю историю с момента запуска торгов китайским юанем в конце 2010 года — инвесторы купили юаней на 191,4 млрд рублей. Среднедневной объем торгов CNY/RUB в августе 2015 года составил 9,1 млрд рублей, в сентябре, впрочем, снижение — 7,3 млрд. Эти цифры несравнимы с основной парой биржи: объемы торгов USD/RUB в августе составили 1,29 трлн, в сентябре — 1,33 трлн.


За год выросло и число банков, в чьих отделениях россияне могут купить юань: Восточный экспресс банк, банк «Советский», Росавтобанк, Банк Китая, «Центрокредит», Транскапиталбанк, Связь-банк; разница между курсом покупки и продажи — 1–2 рубля, как и в случае с долларом. Замдиректора департамента развития розничного бизнеса Связь-банка Наталья Наливкина говорит, что в декабре 2014 года спрос россиян на юани вырос в четыре раза по сравнению с докризисным периодом.


— Мы наблюдали всплеск интереса граждан на юани в декабре 2014 года, во время валютной паники, — рассказал руководитель казначейства Восточного экспресс банка Алексей Астахов. — Тогда россияне приобрели 14 млн юаней, но уже в январе 2015 года тренд прекратился: население приобрело чуть более 1 млн юаней. В среднем спрос на юани составляет 2,22,4 млн юаней в месяц. Сейчас, в сентябре 2015 года, россияне приобретают в среднем 80 тыс. юаней в день, то есть показатели за месяц могут оказаться ниже 2,2–2,4 млн юаней.


Астахов называет такой спрос россиян на «китайца» умеренным и связывает это с отсутствием резких колебаний на валютном рынке, сокращением объема туристических поездок в КНР на фоне девальвации рубля. По прогнозам собеседника, до конца 2015 года планируется небольшое сезонное повышение спроса граждан на юани, связанное с периодом отпусков на новогодние праздники; в 2016 году, вероятно, тренд изменится из-за сокращения туризма в КНР.


Начальник управления валютно-финансовых операций банка «Советский» Михаил Митрушин считает основной причиной умеренного роста валютообменных операций в юанях привязанность предпринимателей, работающих с Китаем, к доллару, а также привычка покупать юани непосредственно на территории Китая. По словам Митрушина, объем валютообменных операций с юанями незначителен по сравнению с долларами, тем не менее с весны наблюдается устойчивая положительная динамика в пользу «китайца». В 2015 году среднедневной объем операций по покупке россиянами китайской валюты составляет порядка 1,5 млн юаней, оценивает Митрушин.


Курс ЦБ на 6 октября — 10,324 рубля за юань, с 13 августа 2015 года ЦБ непрерывно устанавливает курс китайской валюты в расчете за 1 единицу, а не за 10, как было последние 17 лет, оценивает соотношение рубля к доллару и юаня к доллару.


— ЦБ при установлении официального рублевого курса юаня на следующий день берет официальный курс доллара (фиксируется значение торгов на Московской бирже ежедневно в 11.30 мск) и соотношение юаня и доллара на мировом межбанковском валютном рынке. С 1 октября 2014 года по 1 октября этого года доллар укрепился на 3,4% относительно юаня, а евро за тот же период упал к юаню на 8,3%, — говорит директор аналитического департамента ИК «Golden Hills — Капиталъ АМ» Михаил Крылов. — Разнонаправленная динамика (юань вырос против евро, но снизился против доллара) обусловлена снижением евро по отношению к доллару за год на 11,2%.


Аналитик агентства «Рус-рейтинг» Алексей Митраков указывает, что ЦБ Китая устанавливает курс юаня исходя из потребностей китайской экономики.

— Принимаются во внимание различные макроэкономические показатели — темпы роста ВВП, платежный баланс, и проч, — говорит Митраков. — Также принимается во внимание отношение юаня к «стандартной валютной корзине» (доллар США, евро, британский фунт стерлингов, японская иена), а также различные экономические показатели внешней торговли с отдельными странами. Фактически ЦБ Китая устанавливает курс юаня, который ему необходим. Впрочем, 11 августа 2015 года центробанк КНР на фоне падения своего экспорта девальвировал юань на 2%, объявив об оптимизации методики установления официального курса. По сравнению с курсом на 10 августа на сегодня юань подешевел относительно доллара на 2,4%, до 6,36 юаней за доллар.


Начальник методического отдела Национального рейтингового агентства Максим Васин не советует гражданам открывать вклады в юанях, учитывая, что юань потерял часть стоимости к доллару в результате девальвации в августе 2015 года и возможно дальнейшее ослабление жэньминьби (другое название валюты).


— Вклады в юанях и долларах можно разместить примерно под одни и те же ставки; доходность по вкладам в «китайца» составляют 2–4,25% годовых, по долларовым/евровым вкладам ставки в крупных банках в среднем составляют 2–5% годовых, — говорит Васин. — Но условия по долларовым вкладам более гибкие: например, минимальный срок размещения сбережений в юани составляет более года, в доллары — в среднем 181 день. Вклады в юанях предлагают только девять банков, из них только три можно условно считать достаточно крупными и надежными. Долларовые вклады есть примерно у 200 банков.


В пресс-службе Промсвязьбанка «Известиям» сообщили, что вклады в китайских юанях были представлены клиентам относительно недавно, и основной спрос на такую услугу отмечается в регионах, прилегающих к Китаю.


— Юань не имеет в России, кроме Дальнего Востока, широкого распространения не получил и пока редко используется в качестве средства сбережения, — согласен Митраков. — Вклады в юанях активно открывались только в регионах Дальнего Востока, где население традиционно находится в более тесных экономических отношениях с Китаем и китайским импортом.


В то же время юань набирает все больший вес в мировой экономике. В 2010 году целый блок стран привязал свои валюты к юаню — это Южная Корея, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Тайвань, Сингапур и Таиланд. Произошло это в связи с торговой интеграцией Китая и других развивающихся стран Восточной Азии. Год назад юань стал второй по популярности валютой в мировой торговле. Пока юань не входит в число резервных валют, но ряд стран (например, Австралия и Швейцария) увеличивают долю юаня в своих валютных резервах. По оценкам Международного валютного фонда, юань недооценен по отношению к доллару примерно на 40%. По итогам 2012 года Китай впервые стал лидером в мировой торговле с оборотом $3,9 трлн. Для России Китай, особенно в условиях санкций, — торговый партнер номер один: как отмечает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий, российско-китайский торговый оборот за 2014 год составил $95,3 млрд, но из-за девальвации рубля российский импорт из Китая в первом полугодии 2015 года сократился на 32,6%.


— Китайские власти крайне амбициозно видят будущее собственной валюты — на уровне мировой резервной валюты, — сказала главный аналитик Бинбанка Наталия Шилова. — Об этом свидетельствуют последние действия китайских властей: власти Китая активно расширяют доступность инструментов в юанях для крупных международных инвесторов: открыт доступ к инвестициям на внутренний рынок облигаций для крупных внешних инвесторов, доступ к рынку МБК для американских контрагентов, также власти КНР впервые объявили о выпуске гособлигаций в юанях за пределами Китая (в Великобритании). Это будет способствовать росту спроса на юань среди крупных участников рынка, однако это медленный процесс: чтобы юань стал мировой резервной валютой, необходимо перейти к свободному курсообразованию и снять ограничения на потоки капитала в Китай, что является вопросом минимум 5–10 лет.

Поделиться с друзьями
ASTERA