Центробанк пока не планирует снижать ключевую ставку (11,5% годовых) на ближайшем заседании совета директоров 31 июля 2015 года. Ставка, скорее всего, останется на действующем уровне. Об этом заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на закрытой встрече с представителями крупного и малого бизнеса, которая состоялась на прошлой неделе, рассказали «Известиям» два участника встречи.
Представители бизнеса просили ЦБ снизить ключевую ставку, чтобы корпоративные кредиты стали более доступными для предприятий. Один из собеседников предположил, что, исходя из разговора с главой ЦБ, можно надеяться только на символическое снижение ставки в 0,5 процентного пункта. Окончательное решение по уровню ставки принимает совет директоров ЦБ в закрытом режиме.
— Набиуллина отметила, что ЦБ последовательно уменьшал ключевую ставку с 17% годовых (такой уровень установлен в декабре 2014 года) до настоящего времени, — пояснил один из источников. — Инфляция в июне 2015 года составила 15,3% в годовом выражении.
Другой участник встречи добавляет, что Набиуллина не считает нужным снижение ключевой ставки в текущих условиях.
— Позиция ЦБ сводится к тому, что к маю–июлю инфляция достигнет пиковых уровней в 15–17% годовых и в таких условиях (при перманентных рисках давления на национальную валюту) снижать ставку нецелесообразно — по крайней мере в рамках мировой практики политики инфляционного таргетирования. В условиях жесткой рецессии (прогноз по падению ВВП в 2015 году — 3–6%) снижение ключевой ставки будет условно полезным: слабых игроков это не спасет, они всё равно обанкротятся — что при текущих ставках, что при ставках ниже. Но не исключено, что ЦБ уменьшит показатель на 0,5 процентного пункта — символически, в репутационных целях (мол, регулятор продолжает поддерживать бизнес). Тогда ставка будет 11%. Но в целом политика уменьшения ключевой ставки у бизнеса не вызывает восторга: регулятор снижает ее с января, когда она составляла 17%, на 1–2 п.п. В результате предприятия задерживают реализацию проектов, ожидая дальнейшего снижения ставки, а нервозность бизнеса растет. Ключевая ставка сейчас является основным инструментом денежно-кредитной политики ЦБ, ставка, по которой регулятор финансирует банки, — она влияет на ставки по кредитам и депозитам всей банковской системы. Но в условиях колебания ключевой ставки банки при кредитовании перестали считать ее главным ориентиром и при пересмотре кредитной политики ориентируются на конкурентов. В результате кредитные ресурсы не становятся доступнее бизнесу, — отмечает один из участников встречи с главой ЦБ.
Член президиума генсовета бизнес-ассоциации «Деловая Россия» Анна Нестерова поясняет, что основной расчет ЦБ — на охлаждение разгона инфляции со стороны потребителей, которые тоже будут в конечном итоге получать меньше финансирования и меньше тратить, и, следовательно, продавцы не будут так активно повышать цены.
— Ключевой фактор, который сдержит инфляцию в 2015–2016 годах, — это сужение потребительского спроса, который вызывается высокой ключевой ставкой, — говорит она. — Но реализацию этого сценария обеспечат постепенный рост безработицы (5,6% во II квартале 2015 года), снижение реальных располагаемых доходов населения, оборота розничной торговли, инвестиций и общий спад в отраслях промышленности. По моему мнению, учитывая ситуацию с инфляционными ожиданиями и валютным курсом, регулятор оставит ставку на текущем уровне. Вероятность снижения ключевой ставки есть, но я думаю, что Центральный банк не захочет даже символически усугублять ситуацию на валютном рынке (дело в том, что дешевое финансирование ЦБ активизирует игру банков на валютном рынке, и эта игра негативным образом сказывается на курсе рубля. — «Известия»).
По данным «Деловой России» и «Опоры России», сразу после повышения ключевой ставки ЦБ с 10,5% до 17% годовых в декабре 2014 года ставки по кредитам для крупного бизнеса взлетели с докризисных 14–16% до 30% годовых, для малого и среднего бизнеса — с 12–16% до 25–34%. Напомним, в конце октября 2014 года ЦБ повысил ставку с 8% до 9,5% годовых, 11 декабря — до 10,5%, 15 декабря на экстренном заседании — до 17% годовых (рекордное с 1998 года повышение на 6,5 процентного пункта). 2 февраля ключевая ставка ЦБ была уменьшена с 17% до 15% годовых, 16 марта — с 15% до 14%, 5 мая — с 14% до 12,5%, 15 июня — до 11,5%. 15 июня ЦБ отмечал, что, по прогнозу регулятора, годовая инфляция в июне 2016 года составит менее 7% и достигнет целевого уровня 4% в 2017 году, но уже тогда фактически анонсировал, что череда понижений показателя может скоро прекратиться.
— Банк России будет готов продолжить снижение ключевой ставки по мере дальнейшего замедления роста потребительских цен в соответствии с прогнозом, но при этом потенциал смягчения денежно-кредитной политики в ближайшие месяцы ограничен инфляционными рисками, — говорилось в пресс-релизе ЦБ.
В пресс-службе ЦБ заявили, что с 27 по 30 июля регулятор объявил «неделю тишины» в соответствии с мировой практикой и до официального объявления решения по ключевой ставке советом директоров не комментирует вопросы денежно-кредитной политики. Как писали «Известия», на февральской встрече с банкирами в пансионате «Бор» ЦБ объявил, что у регулятора три основных ориентира для изменения ключевой ставки: курсовая стабильность, инфляционное таргетирование, поддержка экономики (izvestia.ru/news/583115). Все факторы учитываются при принятии решения о ставке в совокупности, но основной акцент ЦБ по-прежнему делает на инфляции.
— Ближайшее заседание будет очень важным, поскольку регулятор с начала года последовательно опустил ставку с 17% до 11,5%, понижая ее на каждом заседании, — отмечает советник председателя совета директоров Локо-банка Константин Комиссаров. — В целом на рынке создались ощущения и ожидания, что это будет продолжаться вечно. Но еще в марте 2015 года на заседании РСПП президент Владимир Путин заявил, что причин для снижения ключевой ставки в ближайшее время нет. Эластичность инфляции по валюте составляет 0,1 — это значит, что при 10-процентном падении рубля это добавит 1 процентный пункт к инфляции. Не нужно забывать, что ЦБ с начала года понижение ставок аргументировал ожиданиями, связанными с темпами инфляции. Действительно, инфляция начала тормозиться, но мы всё равно видим, что год на год она находится в двузначных значениях. Сейчас логично взять паузу и посмотреть, до каких величин значения будут снижаться, как скажутся традиционные дефляционные вещи, которые летом происходят из-за снижения цен на продукты питания.
Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий согласен, что снижение ключевой ставки затормозит падение российской экономики, но в настоящее время инфляционные риски превышают риски ускорения рецессии. Бывший зампред ЦБ Константин Корищенко (сейчас завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга Российской академии народного хозяйства и государственной службы) уверен, что, учитывая ситуацию с курсом рубля, ЦБ 31 июля оставит ключевую ставку без изменений.
Управляющий директор аналитического агентства «Инвесткафе» Иван Кабулаев поясняет, что за 68 последних дней с момента окончания уверенного восхождения рубля курс доллара по отношению к отечественной валюте вырос на 18,7%, сейчас доллар подорожал до 58,78 рубля (курс ЦБ на 28 июля).
— Курс продолжил падение после отзыва лицензий у банков империи Анатолия Мотылева (izvestia.ru/news/589164), — говорит Кабулаев. — Дальнейшее снижение процентной ставки поставит под вопрос роль ЦБ в обеспечении стабильности рубля. Понижение ставки при атаке на рубль снова обвалит курс нацвалюты.
Комиссаров указывает, что рано или поздно Федеральная резервная система (американский финрегулятор) точно так же перейдет из цикла смягчения к циклу повышения.
— Сейчас всё идет к тому, что повышение ставок в США произойдет в сентябре, — считает эксперт. — Это значимое событие на мировом рынке, которое невозможно игнорировать ни одному центробанку в мире, хотя бы по той причине, что ставки последовательно снижались с 1996 года — почти 20 лет. Таким образом, будет своеобразное изменение баланса спроса-предложения на всех мировых рынках. Не исключено, что будет удорожание доллара против всех активов в мире [вырастет доходность финансовых инструментов, выраженных в долларах], что, в свою очередь, будет давить и на нефть, и опосредованно воздействовать на инфляцию.
Что касается нефтяного фактора, который влияет на стоимость рубля и инфляцию, то баррель сорта Brent 27 июля 2015 года подешевел до уровней ниже $54 на фоне опасений инвесторов относительно возможного переизбытка предложения черного золота на рынке в свете увеличения числа буровых установок в США. В конце прошлой недели цены на нефть опустились ниже отметки $55 впервые с января 2015 года. По оценкам компании «Финэкспертиза», в текущий кризис падение стоимости нефти на $1 обходится россиянам в $4,8 падения уровня зарплаты. Директор аналитического департамента ИК «Golden Hills — Капиталъ АМ» Михаил Крылов не исключает, что в краткосрочном периоде ЦБ, возможно, придется даже повышать ставку.