Российский онлайн-ритейл ищет способы обуздать рост трансграничной торговли, объем которой в 2015 году достиг 160 млрд руб. Рабочая группа при администрации президента начала обсуждать с профильными ведомствами предложения равного налогообложения отечественных и зарубежных интернет-магазинов.
В пятницу рабочая группа по трансграничной интернет-торговле под руководством советника президента по интернету Германа Клименко и президента Ассоциации компаний интернет-торговли Алексея Федорова провела первое заседание, обсудив возможности регулирования этого сегмента. В конце января Владимир Путин поручил профильным ведомствам и Институту развития интернета предложить законодательные меры по обеспечению равных условий для работы компаний в рунете к 1 сентября.
По оценкам Data Insight, объем рынка интернет-ритейла в России в 2015 году составил 650 млрд руб. (рост на 16% в рублях и падение на 28% в долларах), его трансграничного сегмента — 160 млрд руб. (рост на 88% в рублях и на 28% в долларах). При этом рост количества онлайн-заказов в зарубежных интернет-магазинах в 2015 году составил 75% (во второй половине года — 85% год к году), доля онлайн-покупок там же выросла с 24% в 2014 году до 34% в 2015-м. Доля кросс-бордера в общем объеме онлайн-продаж увеличилась с 13% до 20%.
Оживление у участников совещания вызвало предложение обязать зарубежных онлайн-ритейлеров регистрироваться в качестве налогоплательщиков в России, чтобы платить НДС в бюджет страны. Заместитель гендиректора «Почты России» Сергей Малышев сообщил, что около 90% входящего посылочного трафика идет в формате С2С (от пользователя к пользователю): «Продавец с AliExpress отправляет посылку как «физик», указывая на ней, что это подарок». Из 100 руб., выручаемых за продажи товаров в российских магазинах, 16,5 руб. идет в бюджет, а из того, что продается в зарубежных магазинах, «в бюджет идет ноль», добавил президент «М.Видео» Александр Тынкован. Никто из российских участников торговли не выдержит конкуренции, если зарубежные ничего не платят, подчеркнул глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов. По его мнению, речь идет об экономической безопасности государства. «Это десятки миллиардов долларов, которые нам не подвластны»,- отметил он.
«Как вы себе представляете регулирование маркетплейсов, где работают сотни тысяч мелких продавцов? — парировал глава «eBay Россия» Владимир Долгов.- Заставить их зарегистрироваться в нашей налоговой нереально». Гендиректор JD.ru по логистике и сервисам Алекс Васильев уточнил, что ни один из сотен тысяч продавцов в Китае НДС не возвращает. «Если ввести НДС-регистрацию у нас, это будет двойным налогообложением»,- предостерег он. Еще одно узкое место так называемой НДС-регистрации — как отличить покупку в личных целях от поставки коммерческого характера, отметил глава департамента налогового и юридического консультирования KPMG в России и СНГ Михаил Орлов. «Разница между ценой на наши товары и зарубежные аналоги — 15-20%, мы вынуждены продавать много товаров с нулевой маржой, это убытки для бизнеса»,- рассказал гендиректор Ozon Дэнни Перекальски, предложив обратное решение проблемы выравнивания условий для участников рынка онлайн-ритейла — отменить НДС для российских компаний.