В 2014 году российский рынок CRM вырос на 10% и достиг 9 млрд рублей, согласно оценке TAdviser Report. На динамику рынка повлияла сложная экономическая ситуация в конце 2014 года, а также рост курсов валют, из-за которого лицензии на иностранные решения стали для отечественных заказчиков дороже. Еще один фактор снижения динамики — сокращение числа крупных проектов.
Лидером российского рынка CRM стала компания «Техносерв Консалтинг» — ее доход от внедрения CRM-систем за год вырос на 23,1% и достиг 1,67 млрд рублей. На второй строчке рейтинга оказалась AT Consulting с выручкой 1,23 млрд рублей (рост за год составил 30,8%), на третьей — «1С-Рарус» (717 млн рублей, рост на 30%). Четвертую и пятую строчку рейтинга TAdviser Report заняли НОРБИТ (270 млн рублей) и «Инфосистемы Джет» (269 млн рублей).
Концепция CRM отработана годами, а ее использование способно с большой долей вероятности гарантировать, что клиенты вернутся снова. Так что, несмотря на отсутствие высокого градуса инновационности, компании продолжают активно развивать и внедрять CRM, к чему их подталкивает ужесточающаяся конкуренция.
В числе главных тенденций российского рынка CRM-систем стоит отметить импортозамещение, повышение мобильности и социализация CRM, облачные системы, интеграция CRM с другими сервисами, расширение аналитического функционала и пр.