В пятницу в Общественной палате состоялись слушания проблемы государственного регулирования перевозок легковыми такси в агломерациях и крупных мегаполисах. Участники обсуждения потребовали ужесточить ответственность онлайн-агрегаторов и диспетчерских служб, которые якобы фактически субсидируют перевозки, устанавливая цены ниже рыночных. Законопроект «О госрегулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси», уже прошедший первое чтение в Госдуме, должен придать таким сервисам правовой статус, они обязаны соответствовать стандартам, которых сейчас нет, считает глава комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автотранспортом Богдан Коношенко.
«Агрегаторы не несут затрат, которые несем мы: у них нет ни медосмотра водителей, ни их подготовки, ни обновления парка»,- говорит гендиректор «Нового желтого такси» Феликс Маргарян.
Uber занимается незаконной предпринимательской деятельностью, настаивает финансовый директор «Мостакси» Дмитрий Киндря. «Uber B.V.- голландская компания, и это с ней заключаются договоры таким образом, что налоги в России не уплачиваются,- продолжает он.- Во Франции ее деятельность преследуется в уголовном порядке, надеюсь, и у нас это произойдет. Кроме того, сетевые диспетчерские активно работают с водителями, не имеющими права на извоз пассажиров».
Одновременно на сайте Федерации автовладельцев России (ФАР) было опубликовано обращение ее главы Сергея Канаева в Генпрокуратуру, Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Общественную палату проверить сервисы заказа такси на предмет нарушения ряда законов. В частности, сообщает господин Канаев, субсидирование перевозок со стороны интернет-агрегаторов имеет все признаки состава преступления, квалифицируемого ч. 2 ст. 204 Уголовного кодекса «Коммерческий подкуп». Кроме того, ФАР просит обратить внимание, что Uber, «Яндекс.Такси» и Gett не выполняют обязанностей налоговых агентов по удержанию НДФЛ с выплат своим партнерам-юридическим лицам, которые, в свою очередь, осуществляют выплаты непосредственно таксистам.
Объем рынка таксомоторных перевозок только в Москве составляет около $1 млрд в год, примерно столько же или чуть меньше занимают частники, оценивал ранее «Яндекс». Для сравнения: в начале 2011 года доля нелегального извоза, по оценкам экспертов, достигала 80-90%. По словам замглавы столичного департамента транспорта Дмитрия Пронина, Москва выдала 55 тыс. разрешений для таксистов, количество нелегальных водителей снизилось на 70%.
Основные интернет-сервисы, соединяющие пользователей с водителями и берущие с таксопарков за свои услуги комиссию в 5-20% от суммы заказа,- Uber (данные по количеству подключенных автомобилей не раскрывает), «Яндекс.Такси» (около 20 тыс. машин) и Gett (16 тыс. машин). Все они отрицают обвинения, утверждая, что работают только с официальными таксопарками и диспетчерскими («Яндекс.Такси»), лицензированными перевозчиками (Gett) или «с юрлицами (лицензированными транспортными компаниями) и индивидуальными предпринимателями — профессиональными водителями» (Uber). «Компания помогает стимулировать спрос на легальное такси, предоставляя возможность за пять-семь минут получить официальное такси по доступной цене»,- подчеркивает гендиректор Gett в России Виталий Крылов. Uber не признает претензии в нарушении налогового законодательства, говорится в сообщении компании, а схема бонусов применяется для мотивации партнеров и для привлечения в систему лучших водителей.
В беседе с «Ъ» господин Пронин после слушаний сообщил, что департамент попросил правоохранительные органы проверить онлайн-агрегаторы: не нарушают ли они налоговое законодательство и не субсидируют ли поездки. Впрочем, уже вечером руководитель департамента и вице-мэр столицы Максим Ликсутов в эфире «России 24» заявил, что интернет-службы такси в Москве работают корректно и проблем с ними у городских властей нет. Не видит в работе сервисов интернет-такси проблем и ФАС, заявлял ранее замглавы антимонопольной службы Андрей Цариковский.