Таблетки импортозамещения

По подготовленным министерством 19 отраслевым планам импортозамещения, включающим 2255 позиций промпродукции, работу по импортозамещению Минпромторг будет выполнять силами в основном пяти отраслей — фармацевтической промышленности (601 позиция, или 26% от всех позиций), авиационной (408 позиций), радиоэлектронной (295), медицинской промышленности (111) и судостроения (107). По словам министра, они находятся на разной стадии готовности. «Из этого следует, что импортозамещением мы начали заниматься не в этом году, не в прошлом, а давно»,- констатировал Денис Мантуров. По словам министра, фармотрасль, в которой появляется все больше заводов полного цикла, уже показала хорошие результаты. Так, от запланированных госпрограммой «Фарма-2020» 90% доли отечественных лекарств в перечне жизненно важных и необходимых (ЖНВЛП) к маю этот показатель достиг 67%.


Среди мер поддержки предприятий, напомним,- субсидирование части затрат на научные разработки, части процентной ставки, а также различные отраслевые субсидии в рамках госпрограмм. В конце июня заработает механизм поддержки промпредприятий через Фонд развития промышленности, через который будет осуществляться льготное финансирование проектов. По словам Дениса Мантурова, фонд уже получил более 900 заявок.


Однако, как выяснилось, средства, выделяемые в рамках программ импортозамещения, которые оцениваются Минпромторгом в целом в 2,5 трлн руб., доходят до бизнеса с трудом. Согласно опросу EY (проводился в мае 2015 года), хоть предприятия и поддерживают идеологию импортозамещения и планируют переключиться на использование российских аналогов или увеличить их долю в производстве (об этом заявило 96% опрошенных), в целом бизнес ощущает господдержку крайне слабо. Опрос показал, что только 13% компаний замечают системную поддержку процесса импортозамещения на федеральном уровне.


Министр по вопросам «Открытого правительства» Михаил Абызов заявил на коллегии, что он уже устал от вопросов, которые ему часто задают представители бизнеса: о том, как получить государственную поддержку в свете антикризисных мер и импортозамещения. «Задают очень квалифицированные и очень удачные предприниматели»,- подчеркнул министр. «Это означает, что мы не выстроили правильный и понятный интерфейс»,- заявил господин Абызов, добавив, что бизнесу нужен четкий алгоритм — куда обращаться, что нужно сделать, чтобы получить господдержку. По его словам, задача Минпромторга на 2015 год — выстроить для бизнеса «простой и понятный навигатор в коридорах принятия решений».


Впрочем, как заявил сопредседатель «Деловой России», член экспертного совета при правительстве Антон Данилов-Данильян, такой навигатор уже сделало Агентство стратегических инициатив (АСИ), «во всяком случае, его первый его этап», и он «очень неплохо работает». Минпромторг, по его словам, не просто должен подключиться к этой работе, а стать, по сути, интегратором государственной информационной системы промышленности. Тем более создание ее предусмотрено принятым в конце 2014 года законом «О промышленной политике». В ней должна быть, по мнению представителя бизнеса, информация о заказчиках, производителях или подрядчиках и формах доступной им господдержки.


Чтобы работа шла «широким фронтом», необходимо взаимодействие с предпринимателями, членами общественного совета профильными департаментами министерства и объединение для создания «совместных продуктов» усилий всех институтов развития, которых «мы насоздавали», отметил господин Данилов-Данильян, упомянув Российскую венчурную компанию, Фонд развития промышленности и Агентство кредитных гарантий, преобразуемое в госкорпорацию развития малого и среднего предпринимательства. Кроме того, бизнесу, отметил Антон Данилов-Данильян, не хотелось бы, чтобы импортозамещение замещалось старыми технологиями, поэтому в госзакупках нужно переходить на контракты жизненного цикла — тогда инновационная продукция в долгосрочной перспективе будет обходиться дешевле.

Поделиться с друзьями
ASTERA