Своя карта «Ростеху» ближе

Как стало известно «Ъ», «Ростех» планирует приобрести долю в российской региональной системе «Юнион Кард». Кэптивная платежная система позволит «Ростеху» снизить зависимость от международных игроков в условиях санкций и ввести собственные льготные тарифы для зарплатных проектов своих дочерних компаний.


О том, что «Ростех» планирует приобрести тольяттинскую платежную систему «Юнион Кард», чтобы на ее базе выпускать собственную карту для работников госкорпорации, «Ъ» рассказали три источника, знакомые с планами «Ростеха». «Пока речь идет о 25% плюс 1 акции в платежной системе, однако впоследствии «Ростех» будет наращивать свою долю»,- уточняет один из них. Планируется, что расчетным банком системы станет опорный банк «Ростеха» — Новикомбанк, а по итогам реализации проекта карты международных платежных систем в рамках зарплатных проектов оборонки использоваться не будут, добавляет другой источник «Ъ». Впрочем, по информации еще одного собеседника «Ъ», близкого к «Ростеху», речи о полном отказе от сотрудничества с Visa и Mastercard на данном этапе обсуждения проекта не идет.


В самой госкорпорации на подробные вопросы «Ъ» о целях и деталях сделки ответили обтекаемо. «»Ростех» рассматривает вопрос сотрудничества с платежной системой «Юнион Кард» в рамках создания современного высокотехнологичного инструмента реализации социальной политики корпорации,- заявили там.- Все подробности о проекте в случае участия в нем корпорации будут освещены после подписания сторонами соответствующих документов». В «Юнион Кард» и Новикомбанке от комментариев отказались.


Причин для стремления «Ростеха» использовать внутри своей корпорации российскую платежную систему может быть несколько, говорят собеседники «Ъ». Во-первых, это защита от угрозы санкций. Госкорпорация «Ростех», гендиректор которой Сергей Чемезов включен в самый жесткий санкционный лист США (SDN) в апреле 2014 года, интересовалась построением отечественной платежной системы с самого начала обсуждения этого проекта с весны прошлого года, рассказывают собеседники «Ъ».


«В ходе встреч в правительстве представитель «Ростеха» предлагал использовать для построения национальной платежной системы свои наработки»,- вспоминает один из собеседников «Ъ». Но Национальная система платежных карт создавалась без «Ростеха». Ранее Сергей Чемезов упоминал, что перед РФ остро стоит вопрос импортозамещения критически важных технологий в области связи, телекоммуникаций, хранения и передачи данных.


С другой стороны, наращивая инвестиции в платежную систему, которая сейчас переживает не лучшие времена, «Ростех» может защитить и собственные интересы как совладельца родственной «Юнион Кард» компании-оператора «Национальные кредитные карточки» (НКК). В свое время ее создал АвтоВАЗбанк. По данным базы СПАРК, сейчас НКК на 99,9% принадлежит АвтоВАЗу, который сам на 74,5% принадлежит нидерландской Alliance Rostec Auto B.V. (совместное предприятие альянса Renault-Nissan (67,13%) и госкорпорации «Ростех» (32,87%)). Владельцами «Юнион Кард» сейчас выступают несколько юридических, в том числе офшорных, и физических лиц, формально не связанных с собственниками НКК, но обе компании выпускают совместную карту, и управляют ими одни и те же лица.


«Юнион кард» подходит на роль кэптивной платежной системы, отмечают эксперты. «Сейчас карты «Юнион Кард» практически не эмитируются, сеть их приема невелика. Еще недавно проект с точки зрения рынка был интересен тем, что только в сети приема «Юнион Кард» до недавнего времени обслуживались карты китайской платежной системы China Union Pay (CUP)»,- отмечает собеседник «Ъ» в банке-участнике «Юнион Кард». В 2013 году китайская система вышла в РФ как самостоятельный игрок, и ряд банков уже эмитируют ее карты, а значит, система обслуживается в их эквайринговой сети (Газпромбанк, МТС-банк, Еврофинанс Моснарбанк и т. д.), и рыночный интерес к «Юнион Кард» снизился, добавляет он: не исключено, что в такой ситуации «Ростех» может воспользоваться уже существующими договоренностями между «Юнион Кард» и CUP для выпуска кобрендовых карт, чтобы ими можно было пользоваться за рубежом. «Владея контролем над платежной системой, госкорпорация сможет сама устанавливать тарифы в ее рамках, что намного удобнее, чем сотрудничать с чужой системой»,- указывает председатель совета директоров «Золотой короны» Николай Смирнов.

Поделиться с друзьями
ASTERA