13 декабря в рамках конференции «Рунет 2017: итоги года», организованной РАЭК, эксперты обсудили результаты ключевых исследований интернет-отрасли. Аналитики РАЭК оценивают вклад цифровой экономики в экономику России в 2,1% ВВП, а вклад мобильной экономики — в 3,8% ВВП. Суммарный вклад оценивается в 4,35 трлн рублей или 5,06 % ВВП. Аудитория Рунета достигла 87,7 млн человек — это 71% населения России. Впервые мобильная аудитория превысила десктопную.
Влияние интернет-рынков на экономику растет на 11% в год, и к 2021 году вклад чистых интернет-рынков в ВВП составит 4,7%. РАЭК предсказывает, что к 2020 году доступ в интернет в РФ будут иметь до 85% россиян. Уже сегодня мобильная экономика — 11-я по размеру экономика России, и в ближайшие 5 лет прогнозируется ее рост на 10,7% в год. Мобильная экономика обеспечивает 1,2 млн рабочих мест, еще 430 тыс. будет создано в течение следующих 5 лет. РАЭК выделяет следующие особенности мобильной экономики России: мобильный трафик в стране почти в 10 раз дешевле, чем в США, Россия — 5-я страна по количеству скачиваемых приложений.
Индекс цифровой грамотности по России в целом вырос на 5,7% и на данный момент составляет 5,99 пт. по десятибалльной шкале, с разбросом от 4,17 до 6,41 пт. между федеральными округами. Лидерами по-прежнему являются Центральный и Северо-Западный федеральные округа, которые демонстрируют высокие значения в первую очередь за счет данных Москвы и Санкт-Петербурга. Последние два места занимают Дальневосточный и Южный округа, причем последний заметно вырос и «подтянулся» к средним значениям.
В рамках исследования «Экосистема индустриального интернета России 2017», проведенного РАЭК совместно с ПАО «Ростелеком», выяснилось, что к концу 2017 года в мире будет насчитываться 8,4 млрд устройств, подключенных к Сети. Объем рынка интернета вещей по итогам 2017 года составит 1,7 трлн долларов против 1,4 трлн в 2016 году. 85 млрд рублей — общий объем рынка интернета вещей в России по итогам 2016 года. Расходы компаний на внедрение технологии IoT по сравнению с 2015 годом выросли на 42% до 49 млрд рублей, в 2017 году этот показатель вырастет до 80 млрд рублей. Доходы российских операторов от обслуживания интернета вещей в 2016 году достигли 7,6 млрд рублей — на 25% больше, чем в 2015 году. Основным драйвером внедрения технологий интернета вещей в России являются государственные предприятия.
90 млн новых вирусов появилось в интернете в 2017 году, при этом у 40% российских компаний нет стратегии информационной безопасности.
Еще одно исследование, проведенное РАЭК совместно с ФРИ при поддержке Google, показало, что подростки 14-17 лет чаще всего становятся свидетелями агрессивного онлайн-поведения (46%), 44% получали агрессивные сообщения, жертвами груминга стали 48%, 23% получали угрозы физической расправы. Среди различных типов коммуникационных рисков младшие подростки чаще всего становятся свидетелями или жертвами агрессивной коммуникации.
Флейминг, троллинг и хейтинг — самые распространенные виды онлайн-агрессии (12-13 лет — 47-54%, 14-17 лет — 63-69%). Старшие подростки чаще, чем все остальные, сталкиваются с онлайн-агрессией (троллинг — 65%, хейтинг — 69%, киберсталкинг — 44%, кибербуллинг — 42%). Основные поводы для онлайн-агрессии — внешность и личностные особенности, основные мотивы киберагрессоров — развлечение, власть и выплеск негатива. Подростки предпочитают вести себя агрессивно чаще онлайн, чем офлайн, поскольку в онлайн-пространстве их привлекает безнаказанность (46%), анонимность (33%), простота и скорость (39%). 33% подростков отметили, что выражение своего мнения в виртуальном пространстве менее болезненно. 31% отметили страх наблюдения реакций другого.
Каждый 5-й ребенок в возрасте 12-13 лет не обращается за помощью ни к кому, обратятся к родителям 17%, к друзьям — 16%. Старшие подростки ищут поддержку у друзей (27%), в семье — 8%. Все возрастные группы считают, что ответственность за онлайн-травлю лежит на модераторах и администраторах сообществ.