Суд Южного округа Нью-Йорка дал разрешение минюсту США на арест $300 млн на счетах компаний, связанных с расследованием о сделках на телекоммуникационном рынке Узбекистана с участием российских МТС и VimpelСom, передает Bloomberg. Данные средства находятся в американском Bank of New York Mellon, а также в кредитных учреждениях Ирландии, Люксембурга и Бельгии.
Американские правоохранители считают, что эти средства участвовали в международной схеме по отмыванию денег. Часть из них принадлежит Takilant Ltd, которую связывают с дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой.
По версии минюста США, МТС и VimpelCom платили взятки узбекскому чиновнику, который предположительно является родственником президента Узбекистана Ислама Каримова. В материалах дела он фигурирует под псевдонимом «правительственный чиновник А». Следствие полагает, что в обмен российские компании получали доступ на рынок Узбекистана.
Документально связь между Takilant и российскими сотовыми операторами подтверждается только отчетностью VimpelCom. В 2014 году компания сообщила, что в 2007 году продала Takilant 7% своего бизнеса в Узбекистане за $20 млн, а через два года выкупила долю обратно за $57,5 млн. Кроме того, VimpelCom приобрела Takilant частоты 3G и LTE, а также каналы связи за $57 млн.
«Нам известно о действиях правительства США по обращению взыскания на средства, частично связанные с Takilant, — заявлял представитель VimpelСom Артем Минаев в разговоре с Интерфаксом. — Мы продолжаем полностью сотрудничать с властями в расследовании и не можем комментировать его ход». В МТС данные об аресте счетов не комментировали.
Коррупционный скандал на телекоммуникационном рынке Узбекистана начался в 2012 году после серии расследований европейских СМИ. Журналисты узнали о связи шведско-финской компании TeliaSonera с госчиновниками в Белоруссии, Казахстане, Азербайджане и Узбекистане. Это привело к отставке президента TeliaSonera. Кроме того, коррупционное расследование было инициировано следственными органами нескольких государств, в том числе Швейцарии, Нидерландов и США. В ходе следствия фигурантами дела стали и российские компании.