Сотовым операторам свели счеты

В исследовании информационно-аналитическое агентство Content Review учитывало расценки нескольких операторов (в России это МТС, «МегаФон» и «Вымпелком»). Аналитики агентства исходили из того, что абонент обслуживается по тарифам столичного региона, отправляется в поездку на семь дней и за это время делает семь входящих и три исходящих вызова (в домашний регион) по две минуты каждый, отправляет 19 SMS, использует по 39 Мб мобильного интернета ежедневно. Тарифы зафиксировали на 24 апреля в рублях по курсу, действовавшему на этот момент.

Исходя из полученных данных, Content Review утверждает, что абонентам выгоднее путешествовать внутри ТС, чем ЕС. Внутри ЕС рассматривались условия роуминга при поездках жителей Франции в Италию и жителей Чехии во Францию. Лучшие условия в данных примерах по базовым тарифам предлагал французский Orange, его абоненты потратили бы 3772 руб. на указанный набор услуг. Лучшие условия по базовым тарифам внутри ТС предлагала армянская «дочка» МТС — 1981 руб., что «практически в два раза ниже» стоимости в роуминге внутри ЕС. С учетом специальных опций, которые операторы предлагают подключать для оптимизации затрат в роуминге, между операторами ЕС и ТС сложился паритет.


Наилучшие условия для граждан ЕС предложил чешский Vodafone, а для граждан ТС — армянский Orange, сумма расходов для абонентов составляла бы 976 руб. и 1020 руб. соответственно. Операторы стран СНГ и ТС зачастую предлагают своим абонентам более выгодные тарифы на услуги, чем российские компании, отмечается в исследовании. Это обусловлено перевесом потока выезжающих из стран СНГ и ТС граждан в Россию, низким уровнем жизни и, как следствие, ARPU (средний счет одного абонента в месяц).


Еще один вывод: тарифы для россиян в роуминге в ЕС ниже, чем для европейских абонентов, путешествующих по России. Например, в Италии лучшие базовые тарифы в роуминге у «Вымпелкома» (абоненты оператора потратили бы 3141 руб.), а при путешествиях по России самые выгодные расценки у итальянского оператора Telecom Italia (его абоненты потратили бы 48 019 руб.). Наименее выгодные тарифы на набор услуг, принятый в исследовании за стандартный, обошелся бы россиянам в роуминге в Италии в 206 411 руб. (для абонентов МТС), а итальянцам в роуминге по России — в 376 225 руб. (Wind). По оценке Content Review, самый доступный российский оператор по базовым тарифам на традиционные услуги (звонки и SMS) — «МегаФон», с учетом мобильного интернета — «Вымпелком».

Снижать цены на услуги в роуминге от российских операторов давно требует Федеральная антимонопольная служба (ФАС), в последнее время она и вовсе настаивает на отмене роуминга внутри ТС. В ФАС апеллируют к опыту ЕС: по долгосрочному плану Еврокомиссии местные операторы должны были последовательно снижать цены на услуги в роуминге внутри союза и к концу этого года полностью отменить роуминг. Впрочем, в марте этого года было решено затормозить отмену роуминга до 2018 года, но тарифы операторов продолжат снижать.


В исследовании отмечается, что от 52% доходов от оказания услуг в роуминге — это отчисления партнерам, производимые в валюте (по словам операторов, до 70%), то есть тарифы российских компаний напрямую зависят от курса рубля. Кроме того, «поток российских туристов в страны ЕС несравненно выше, чем количество европейцев, приезжающих в Россию», снизить цены на роуминг за счет взаимозачета невозможно, считают в Content Review.

В МТС не стали комментировать результаты исследования, но с расчетами Content Review не согласились: по словам представителя оператора Дмитрия Солодовникова, оператор позволяет бесплатно принимать входящие вызовы и предлагает доступные пакеты интернет-трафика. «Мы готовы работать над снижением стоимости роуминговых услуг, однако все будет зависеть от наших партнеров»,- отмечает он. В «МегаФоне» согласны, что компания предлагает «самые выгодные цены на звонки и СМС в странах ЕС». При этом оператор фиксирует растущий интерес к внутрироссийским поездкам. В «Вымпелкоме» также не стали спорить с выводом, что у них наиболее выгодные тарифы на мобильный интернет в роуминге. В целом в компании считают, что методология и содержание исследования требуют времени для анализа.


В 2014 году выручка МТС от роуминга выросла на 782 млн руб., до 34,978 млрд руб., говорится в отчетности компании. Рост обусловлен увеличением в рублях доходов от гостевых абонентов, благодаря снижению курса этой валюты по отношению к доллару и евро. Другие операторы не раскрывают выручку от роуминга.

Поделиться с друзьями
ASTERA