Семья бывшего президента «Роснефти» Сергея Богданчикова расширяет IT-бизнес, начавшийся с создания центра обработки данных DataPro. Его сын Евгений Богданчиков вместе с бывшим топ-менеджером структуры «Росатома» Нареком Сираканяном создали компанию по заказной разработке программного обеспечения. На первом этапе она будет обеспечивать собственные нужды DataPro, а также бизнес крупного производителя женьшеня Bing Han International, совладельцем которого является господин Сираканян.
Совладелец DataPro Евгений Богданчиков и бывший гендиректор Урановой горнорудной компании «Росатома» Нарек Сираканян в конце марта зарегистрировали ООО «Сейшн», следует из данных kartoteka.ru. Уставный капитал компании — 15 млн руб. Собеседник «Ъ», знакомый с деталями проекта, утверждает, что «Сейшн» будет заниматься заказной разработкой софта и приложений, а ее первыми клиентами станут DataPro и компания Нарека Сираканяна Bing Han International. Держать собственных программистов и тестировщиков ПО компаниям накладно, поэтому они будут работать в штате «Сейшн». «Собственный IT-аутсорсер позволит партнерам разделить расходы на разработку софта для нужд их компаний, а в дальнейшем у «Сейшн» могут появиться и сторонние заказчики»,- говорит собеседник «Ъ». Евгений Богданчиков и Нарек Сираканян от официальных комментариев отказались.
После ухода из «Росатома» в 2013 году Нарек Сираканян возглавил Bing Han International, одного из крупнейших в мире производителей женьшеня. В 2014 году он рассказывал журналу «Деньги», что его семья владеет пакетом акций в этой компании. Bing Han International в октябре 2014 года была спонсором российско-китайского Поднебесного бала в Кремле, который посетили двоюродный брат президента России Игорь Путин с супругой. «Bing Han International работает по схеме сетевого маркетинга, у нее 2 млн дистрибуторов. Одна из первых задач «Сейшн» — создать облачное решение, которое позволит автоматизировать и контролировать их деятельность, его планируют разместить на серверах в DataPro»,- говорит собеседник «Ъ», знакомый с деталями проекта.
Евгений Богданчиков начал разворачивать бизнес в сфере IT в 2013 году. Он является исполнительным директором компании DataPro, совладельцами которой, по данным kartoteka.ru, в равных долях являются он сам, его брат Алексей Богданчиков и мать Татьяна Богданчикова. Свой первый ЦОД компания построила в Твери, это был единственный дата-центр уровня Tier III за пределами московского региона. В марте 2015 года тверской ЦОД у DataPro выкупила компания «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС), подконтрольная «Ростеху» и бизнесмену Игорю Ротенбергу. РТИТС разместил там систему сбора платы с большегрузов «Платон», а в ноябре прошлого года передал дата-центр государству, сумма сделки не раскрывается, говорит представитель РТИТС.
Собеседники «Ъ» на рынке ЦОДов отмечают, что некоторые категории программного обеспечения нередко приходится дорабатывать, а потому появление у DataPro собственного разработчика софта — логичный шаг. «Для внутреннего использования мы дописывали системы мониторинга инженерной и сетевой инфраструктуры, разработали с нуля специализированную систему учета телеком-сервисов и в данный момент дорабатываем интерфейс для «стандартной» системы складского учета»,- рассказал «Ъ» источник в одной из IT-компаний. Владелец ЦОДов Selectel инвестирует в разработку софта, хостинговых и облачных сервисов «десятки миллионов рублей в год», рассказал ее представитель Александр Вечерский.
«Если компания не останется «карманным» разработчиком софта для Богданчикова и Сираканяна, а выйдет на рынок, то с учетом тренда на импортозамещения это может быть очень перспективная история»,- отмечает один из топ-менеджеров на IT-рынке. Минкомсвязь создает Российский фонд развития IT, общий объем которого составит 5 млрд руб., для поддержки создания российского ПО. Несмотря на кризис в различных сферах экономики, отрасль заказной разработки программного обеспечения в России только растет, подтверждает заместитель гендиректора по развитию бизнеса EPAM Артак Оганесян. «Цифровая трансформация бизнеса порождает необходимость создания мобильных приложений и решений для онлайн-каналов, разработанных под специфику бизнеса конкретного заказчика. Это требует значительных изменений в инфраструктуре, в том числе переписывания систем и большей интеграции. Все большее число компаний смотрит на open source-технологии, что также является фактором повышения востребованности заказной или собственной разработки»,- отмечает он.