Законопроект о преференциях в пользу свободного программного обеспечения в ходе госзакупок не прошел профильный комитет Госдумы. По замыслу авторов он должен был помочь сохранить деньги, «уходящие за рубеж» в пользу иностранных производителей софта. На практике документ мог позволить обойти реестр отечественного ПО, считают участники рынка.
Комитет Госдумы по информационной политике рекомендовал отклонить законопроект «Об особенностях закупок проприетарного (закрытого) и свободного программного обеспечения (СПО)», внесенный в Госдуму еще в октябре 2016 года. Проект предлагал установить преференций российским поставщикам софта, созданного на базе СПО. В пояснительной записке к нему указано, что «вырученные за проприетарное (закрытое) ПО денежные средства в основном уходят за рубеж, что негативно сказывается на отечественной экономике». Кроме того, документ закреплял в законодательстве определения СПО и лицензионного (проприетарного) софта.
Законопроект, в частности, предлагал обязать заказчика при закупке проприетарного ПО обосновать невозможность закупки СПО у российской компании. Такой подход позволял размыть конструкцию, созданную реестром отечественного ПО, считает гендиректор «Базальт СПО» Алексей Смирнов. Получалось, что кроме программ из реестра есть и другой софт, который необходимо учитывать при закупке. При этом оставалось неясным, из какого множества свободных программ выбирать, рассуждает господин Смирнов. Согласно законопроекту, обоснование предполагалось согласовывать с органом исполнительной власти, регулирующим сферу деятельности заказчика в порядке, устанавливаемом правительством.
Кроме того, при проведении конкурса предлагалось давать преимущество российским поставщикам в виде повышающего 40-процентного коэффициента при рассмотрении заявок. Но с момента внесения в Госдуму законопроект претерпел изменения и окончательный текст потерял нормы, связанные с такими преференциями, указывает руководитель IT-компании Cognitive Technologies Андрей Черногоров. Кроме того, началось правоприменение закона о реестре ПО, которое выявило много недоработок, не решаемых в том числе и этим законом, считает господин Черногоров. Принятие законопроекта в итоговом варианте «действительно бессмысленно и нецелесообразно», констатирует он.
Законодательное регулирование свободных программ в принципе не требуется, уверен Алексей Смирнов: один продукт может быть лицензирован в одном случае под свободной лицензией, а в другом — под несвободной. Кроме того, гражданское законодательство регламентирует отчуждение авторских прав независимо от особых условий договора, добавляет он. Преференции в любом случае нужно вводить в отношении не поставщиков, а разработчиков, поскольку именно разработка софта может обеспечить технологический суверенитет страны, отмечает заместитель гендиректора Postgres Professional Иван Панченко.