Автор: Александр Рыльников, технический консультант компании OmniWay.
Недавно наткнулся на замечательный материал: на одной ферме в России выяснили, что счастливые коровы дают больше молока. И стали фермеры этих коров осчастливливать: играть им классическую музыку, подогревать доильный аппарат и питьевую воду. Самих коров «украсили» датчиками и собирали их активность, а на основании этих данных определяли уровень счастья. Удои увеличились на 30-50%!
Это хороший пример того, как компьютерные системы помогают не только вспомогательному бизнесу, но и улучшают основной. Но как же организовать правильную систему автоматизации? Как соблюсти баланс между автоматизированным и не автоматизированным трудом? Как измерить эффективность внедрения компьютерных технологий? Как вообще все это организовать?
Вот тут-то и поможет ITSM. Специалисты помогут организовать процесс автоматизированной обработки, определить его участников, ответственных сотрудников. Важной частью проекта должен стать комплекс метрик для понимания эффективности процесса и получения обратной связи.
Эту работу могут выполнить как сотрудники компаний, так и сторонние консультанты. Преимущество первых в том, что они обойдутся дешевле, преимущество вторых — из-за большего опыта они подскажут более эффективное решение.
Не стоит относиться к ITSM как к практике автоматизации только отдела «компьютерщиков». Системы и подходы к проектированию процессов позволяют автоматизировать и любой другой бизнес-процесс организации. Хороший пример — диспетчерская служба эксплуатационной компании или горячая линия по поддержке продукта. Общие принципы построения и механизмы работы схожи с организацией службы поддержки в ИТ.
Инструменты ITSM также могут быть применены для этой автоматизации. Широта настроек инструментов позволяет адаптировать процесс под любую организацию и начать извлекать выгоду от снижения издержек и повышения качества обслуживания. В современном конкурентном мире одинаковых товаров это может стать решающим фактором.
Многие руководители в России не спешат применять автоматизацию или применяют ее очень ограниченно. Основное опасение — потерять контроль и понимание работы бизнеса. На самом деле процессный подход, заложенный в ITSM, поможет сделать управление бизнесом более прозрачным, не теряя, а где-то даже выигрывая в качестве. Преимущество привлечения консультантов из ITSM по сравнению с консультантами в области управления в том, что они подскажут скрытые, неиспользуемые резервы автоматизации, что принесет больше выгоды по сравнению с простой организацией процесса.
Но никакая сторонняя организация не решит ваших проблем, пока вы сами не захотите меняться. Поэтому стоит взглянуть на свой бизнес под новым углом, как это сделали на ферме, описанной в начале. Возможно, есть способ превратить этих непонятных компьютерщиков из статусного расхода в средство увеличения эффективности!