Падение курса рубля затронуло 82% компаний, вне зависимости от того, связаны ли они с импортом товаров и услуг. В сфере торговли эта цифра еще выше — 94%. Для 91% представителей бизнеса изменения носят негативный характер, но 6% смогли на них заработать, выяснили эксперты Mail.Ru, опросив более 500 пользователей «Mail.Ru для бизнеса».
29% респондентов из малого и среднего бизнеса признались, что из-за падения рубля им пришлось сменить подрядчиков. 71% пока этого не делали, но 9% из них собираются предпринять этот шаг в ближайшее время. Еще более напряженная ситуация в отношениях с поставщиками: за последние полгода 41% компаний сменили поставщиков и еще 8% хотят сделать это в ближайшие 6 месяцев.
В 47% компаний оперативно реагируют на изменения курса валют, пересчитывая стоимость продаваемых услуг и товаров. Каждый пятый из тех, кто ранее этого не делал, собирается заняться пересчетом.
Малый и средний бизнес отмечает постоянный рост расходов и снижение оборотов. За последнее полугодие в 71% компаний стали больше тратить на закупку товаров, у 54% поднялись расходы на производство, практически у такого же количества компаний выросли расходы на аренду и персонал. Каждый второй респондент констатировал снижение рублевого оборота по отношению к аналогичному периоду 2014 года.
Помимо обесценивания национальной валюты, негативный отпечаток на бизнес наложили санкции. Их влияние на себе ощутила каждая третья компания. При этом 64% опрошенных уверены, что введение санкций никак не затронуло малый и средний бизнес. Самым заметным последствием стало снижение спроса на товары и услуги: эту тенденцию отметили 57% респондентов. Еще 15% были вынуждены искать новых поставщиков в России, а 12% — даже новые рынки сбыта.
Представители малого и среднего бизнеса не слишком оптимистичны в прогнозах выхода из кризиса. Лишь 21% полагают, что рынку потребуется на восстановление менее двух лет. Остальные уверены, что процесс затянется.