Российская аудитория интернета сегодня достигает 72,3 млн человек. Хотя бы раз в месяц в Сеть выходят 62% россиян старше 18 лет (по данным фонда «Общественное мнение» на осень 2014 года, без учета Крыма). Каждый день ею пользуются 60 млн человек. Такие данные приведены в новом информационном бюллетене «Развитие интернета в регионах России», подготовленном «Яндексом».
Темпы роста аудитории в 2014 году сохранились на уровне предыдущего года: число пользователей увеличилось на 9%. Сильнее всего аудитория интернета выросла в селах, а из регионов — на Дальнем Востоке, в Санкт-Петербурге и Приволжье.
Уровень проникновения Сети в России — самый высокий в регионах СНГ и БРИКС, однако другие страны «Большой восьмерки» и страны Балтии все еще опережают нашу страну по этому показателю.
Во всех регионах больше людей стало выходить в Сеть со смартфонов и планшетов. В конце 2014 года интернетом с мобильного устройства хотя бы раз в месяц пользовался каждый второй городской житель (по данным TNS Web Index для городов с населением свыше 100 тысяч человек). Самая заметная доля мобильных пользователей Сети — на Северном Кавказе и Дальнем Востоке, там она достигает 60%.
На Дальнем Востоке, как и год назад, самый дорогой интернет — причем как фиксированный, так и мобильный. Если рассматривать наиболее дешевые тарифы, то фиксированный доступ здесь обходится в среднем в 600 рублей в месяц при скорости загрузки всего 4 Мбит/с.
Самый быстрый широкополосный доступ в интернет — в Москве и Санкт-Петербурге. В столицах за 300 рублей абонентской платы можно рассчитывать на скорость в 15-20 Мбит/с. Еще дешевле — в 260 рублей в месяц — обходится интернет в городах Крыма, но скорость за такую цену там на уровне 9 Мбит/с. Самый дешевый мобильный интернет — в Приволжье.
Если сравнивать стоимость интернета с доходами населения, то доступнее всего выход в Сеть москвичам. Самые высокие затраты на интернет в пересчете на среднюю зарплату — в Северо-Кавказском федеральном округе (фиксированный доступ) и в Крыму (мобильный доступ).
Все более привычной для россиян становится покупка товаров через интернет. По данным TNS Web Index, доля онлайн-покупателей среди совершеннолетних пользователей сети в России в декабре 2014 достигла 82%. Для сравнения, годом ранее эта доля составляла 77%.
Присутствие в интернете становится обязательным и для бизнеса. Среди организаций, внесенных в справочник «Яндекс.Карт», 59% указали, что у них есть свой сайт. Для сравнения, год назад таких организаций было 55%. Выше всего доля организаций с собственным сайтом в Санкт-Петербурге, Москве и Центральном федеральном округе.