По итогам 2014 года доля спама в мировом почтовом трафике составила 66,8%. Это почти на 3% меньше, чем в 2013 году. Данные приведены «Лабораторией Касперского».
США остаются на лидирующей позиции среди стран-источников спама (16,7%). С существенным отрывом следует Россия (5,93%). На третьем месте Китай (5,53%). Американские пользователи также чаще остальных сталкивались с вредоносными вложениями в нежелательной корреспонденции, а в России зарегистрировано наибольшее количество срабатываний системы «Антифишинг».
Злоумышленники часто зарабатывают на громких событиях, прошлый год не тсал исключением. Например, в связи с чемпионатом мира по футболу был зарегистрирован всплеск фишинга и спам-рассылок в Бразилии. Распространение получил ряд трюков для обхода фильтров: размещение рекламного текста в письме в графическом виде или вставка фрагментов художественных произведений и статей Википедии в конец письма – все это повышает правдоподобность сообщения для систем детектирования.
Также в 2014 году спамеры стали чаще предлагать услуги по доставке рекламы посредством SMS и популярных мессенджеров (WhatsApp, Viber). Заказчиков подобных услуг ищут с помощью традиционных почтовых спам-рассылок, и количество такой рекламы тоже растет.
Среди вредоносных вложений чаще всего встречалась фишинговая html-страница с формой для ввода конфиденциальных данных, которые затем направлялись злоумышленникам. На втором месте – червь Bagle, собирающий почтовые контакты жертвы и далее рассылающий себя по ним, а за ним – троянец Redirector, перенаправляющий пользователя на мошеннический сайт. При этом наибольшая доля срабатываний почтового антивируса зарегистрирована в США (9,8%), за которыми следуют Великобритания (9,6%) и Германия (9,2%).
Среди наиболее часто атакуемых фишерами стран лидером стала Россия (17,28%) – за год ее доля увеличилась на 6 пунктов. При этом лидер прошлого года, США (7,2%), потерял почти 24 пункта и сместился на второе место. В 42,6% таких атак мошенники прикрывались именами интернет-порталов, что отличается от ситуации в 2013 году, когда чаще всего использовались названия социальных сетей.
«Доля спама в почте продолжает снижаться, но это не повод терять бдительность. Мы наблюдаем тенденцию уменьшения традиционных рекламных писем на фоне увеличения доли опасного мошеннического и вредоносного спама. Полагаем, что в этом году станет еще больше хорошо подделанных писем и сообщений, в которых злоумышленники будут пробовать применить новые трюки», – отметила Татьяна Щербакова, старший спам-аналитик «Лаборатории Касперского».