АКИТ попросила руководителя ФТС Андрея Бельянинова проверить законность продажи Apple Watch интернет-магазинами, представленными в выдаче «Яндекс.Маркета». Авторы отмечают, что Apple еще не начала продажи «умных» часов в РФ, но они уже представлены в выдаче «Яндекс.Маркета». Заказать можно прямо через агрегатор, минуя сайт продавца. «Это означает, что «Яндекс» получает доход от реализации товаров, ввезенных с нарушением Таможенного законодательства РФ»,- говорится в обращении. «В России действует национальный принцип исчерпания прав на товарный знак. Без согласия правообладателя ввоз и продажа товаров на территории страны запрещены статьей 1487 Гражданского кодекса РФ. Товарный знак Apple внесен в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности»,- пояснил «Ъ» исполнительный директор АКИТ Артем Соколов. АКИТ объединяет 16 компаний, в том числе партнеров Apple, среди которых «М.Видео», «Связной» и Re:Store.
В ФТС сообщили, что на основании полученной информации организована проверка, но ее итоги не комментируют. По словам Артема Соколова, АКИТ направляла аналогичные обращения в Apple и «Яндекс». «Apple выразила обеспокоенность нарушением действующего законодательства, от «Яндекса» реакции не последовало»,- говорит он. В Apple комментарий не предоставили.
В «Яндексе» удивлены претензиям АКИТ. «Ассоциация не учитывает, что товарные агрегаторы не ведут самостоятельных продаж, а только рекламируют предложения интернет-магазинов. Некоторые агрегаторы дают покупателям возможность оформить заказ на товар без перехода на сайт магазина, но это не делает агрегатор участником купли-продажи»,- заявила представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. Она утверждает, что «Яндекс» не получал претензий ни от госорганов, ни от Apple, добавляя: «Рекламодатели, размещающие рекламу Apple Watch на «Яндекс.Маркете», предоставили данные, что Apple Inc. еще в марте оформила все необходимые документы для продажи устройства Apple Watch на территории РФ, о чем есть сведения в реестре сертификатов соответствия Таможенного союза».
Претензия к «Яндекс.Маркету» необоснованна, соглашается партнер юридической фирмы «Кульков, Колотилов и партнеры» Олег Колотилов. «Сам «Яндекс.Маркет» ничего не продает и не осуществляет ввод в оборот на территории России Apple Watch. Что касается магазинов, то в отношении них, в зависимости от конкретных обстоятельств, может ставиться вопрос о незаконном ввозе товаров на территорию страны без согласия правообладателя»,- поясняет юрист.
По данным Strategy Analytics, во втором квартале Apple продала 4 млн «умных» часов и заняла 75,5% мирового рынка, ее ближайший конкурент компания Samsung реализовала 400 тыс. часов. Россия попала в четвертую волну поставок Apple Watch. Официальные продажи часов стартуют 31 июля в местном онлайн-магазине Apple, в ЦУМе и у российских партнеров Apple — Re:Store, iPort и C-Store — всего примерно в 20 магазинах Москвы и Петербурга.
По словам представителя «Связного» (управляет C-Store) Марии Заикиной, продажи Apple Watch подстегнут развитие сегмента носимой электроники в России: в 2014 году было продано около 250 тыс. «умных» устройств, в 2015 году может быть трехзначный рост. Она отмечает, что серые продавцы не могут обеспечить должный уровень обслуживания покупателя и гарантию качества. Кроме того, ввоз электроники такими игроками сейчас не дает ценового преимущества в силу кросс-курсов валют, уверяет Мария Заикина. Так, стоимость официальных Apple Watch будет составлять от 23,99 тыс. руб. В «Яндекс.Маркете» цены начинаются от 21,7 тыс. руб.
Представитель Samsung Яна Рожкова признает, что компания страдает от схем серого импорта, которыми пользуются ряд российских интернет-магазинов. «Наши юристы инициировали дела против двух магазинов, но это как борьба с ветряными мельницами: закроешь один — появится два других»,- отмечает она. Глава Acer в России Денис Кутников добавляет, что существовала «отличная практика», когда ряд маркетплейсов давали верифицированному производителем продавцу знак качества. Это, по словам топ-менеджера, позволяло покупателю быть уверенным и в происхождении товара, и в надежности продавца, но «в погоне за выгодой от такой практики отказались».