Рынок ИБ: итоги 2015

Рустэм Хайретдинов, ГК InfoWatchАвтор: Рустэм Хайретдинов, руководитель проекта Appercut, заместитель генерального директора ГК InfoWatch.



Уходящий год оказался поворотным для российской информационной безопасности и всей отрасли информационных технологий. Вообще-то структурные изменения на рынке ИТ и ИБ должны были произойти еще в прошлом году, однако большинство игроков рынка, включая правительство и регуляторов, не приняли всерьез угрозу санкций и наступившего финансового кризиса, считая, что эти явления быстро закончатся. Только в этом году всем стало очевидно, что и санкции, и финансовый кризис — это надолго. Поэтому и компании, и заказчики, и регуляторы в этом году начали спешно делать то, что нужно было делать на год раньше: регуляторам — поддерживать российских производителей, российским производителям — наращивать экспертизу и производство, иностранным компаниям — создавать совместные предприятия в России и передавать интеллектуальную собственность. В уходящем году мы могли наблюдать всю эту активность во всей красе.


Прежде всего свершилось то, о чем так долго говорили эксперты — государственные компании получили запрет на приобретение иностранного программного обеспечения при наличии российских аналогов. Пока есть много вопросов к процедурам контроля исполнения законодательного запрета: лазеек, чтобы обойти закон, довольно много, и если его соблюдение не будет контролироваться компетентными органами, то закон не будет эффективно работать. Уже сейчас наметилась тенденция продавать в государственные структуры иностранные продукты под торговыми марками российских компаний по так называемым whitelabel-контрактам: продукт без каких-либо изменений просто переименовывается и меняет упаковку, после чего объявляется российским. Как мы видим, история с «белорусскими устрицами» дошла и до информационных технологий.


Российские же компании получили новый рынок вместе с заказчиками, которые привыкли использовать зарубежные продукты и не готовы терять в удобстве, к которому привыкли. Поэтому, рассматривая российские продукты как альтернативу зарубежным, заказчики выставляют требования по функционалу и интерфейсам, к которым привыкли за годы использования. Традиционно российские продукты, не уступая зарубежным в базовых технологиях, отстают в плане управления и администрирования, и особенно — в презентационной части. Поэтому российские производители корпоративных продуктов в этом году спешно набирали программистов и дизайнеров, чтобы удовлетворить требования будущих заказчиков.


Иностранным компаниям, чтобы остаться на рынке, приходилось маневрировать в двух плоскостях. Во-первых, бороться с падающем рублем: бюджеты у большинства заказчиков фиксируются в рублях, а цены номинируются в долларах или евро. Поэтому многие зарубежные производители фиксировали для заказчиков и интеграторов цены в рублях, что означало огромные скидки в долларах. Во-вторых, стало очевидно, что из-за стратегии импортозамещения с одной стороны и американских и европейских санкций с другой, корпоративные заказчики, многие из которых либо уже находятся под санкциями, либо находятся в зоне риска, не смогут приобретать иностранные продукты даже по низким рублевым ценам. Поэтому крупные корпорации, потери которых на российском рынке могут измеряться десятками миллионов рублей, начали декларировать создание совместных предприятий с российскими компаниями, глубокую локализацию своих продуктов и передачу этим компаниям интеллектуальной собственности. Такая политика уже показала свою эффективность в Китае, надеюсь, что эта тенденция продолжится.


Эти тенденции совпали с падением общего рынка ИТ на десятки процентов, но, тем не менее, некоторые компании в текущем году выросли. Это связано с тем, что в кризис растут те ИТ-технологии, которые помогают экономить. Так, многие компании ведут политику сокращения оффлайновой активности и перевода привлечения и обслуживания клиентов в онлайн — это и банки, и компании розничной торговли, и даже государственные ведомства. Поэтому выросли те компании, которые помогают переводить процессы обслуживания в онлайн, а также защищающие онлайн-транзакции.


Если говорить конкретно о рынке информационной безопасности, на котором мы являемся одним из самых активных игроков, то в 2015 году, несмотря на кризис, появилось много новых российских продуктов — как от крупных компаний, так и от совершенно новых стартапов. Продукты появились в перспективных нишах, связанных, в том числе, и с импортозамещением. Так что сложившаяся кризисная ситуация на рынке — это и возможность «переделить» рынок, занять освободившееся место. Как бы ни падала экономика, растущие ниши будут всегда, в том числе и освобождающиеся.


Поэтому наступающий год будет каким угодно — трудным, кризисным, но только не скучным.

Поделиться с друзьями
ASTERA