Объем интернет-рынков контента и сервисов по итогам 2014 года вырос на 46%, до 1,094 трлн руб., а электронных платежей — на 36%, до 476 млрд руб., говорится в ежегодном исследовании «Экономика рунета», проводимом Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ). В сумме это эквивалентно 2,2% ВВП России за 2014 год (1,6% в 2013 году). Объем экономики интернет-зависимых рынков составил более 11,8 трлн руб., что сравнимо с 16% ВВП России (6,7 трлн руб. в 2013 году, что сравнимо с 10% ВВП).
Эксперты и участники рынка, опрашиваемые РАЭК и НИУ ВШЭ, традиционно оценивают в исследовании сегменты рекламы и маркетинга (включая веб- и мобильную разработку, видео-, контекстную и медийную рекламу, маркетинг в социальных медиа и поисковую оптимизацию), рынок инфраструктуры (программное обеспечение как услуга, хостинг и домены), электронную торговлю (ритейл, продажи туристических услуг и билетов на транспорт) и рынок электронного контента (музыка, видео, игры, книги и СМИ).
Электронная торговля, по оценкам РАЭК, выросла на те же 29%, что и в 2013 году, до 475 млрд руб., сегмент онлайн-трэвел достиг отметки в 279 млрд руб.- прирост на 43% по сравнению с предыдущим годом. На контекстную рекламу за 2014 год рекламодатели потратили 70 млрд руб. (+23%), и в 2015 году рост их затрат на нее составит еще 14%. Видеореклама в 2014 году привлекла 3,8 млрд руб. (+17%). Поисковая оптимизация за прошедший год набрала 13 млрд руб. (+9%). Рынок маркетинга и коммуникаций в соцсетях (SMM) оценен в объеме 7,4 млрд руб. (+18%).
В инфраструктурном секторе рунета выше прошлогодних темпы роста лишь у хостинга — 15%, до 5,6 млрд руб. В остальных сегментах налицо снижение темпов — как в SaaS-решениях (программное обеспечение как услуга, 5,4 млрд руб., рост на 26% в 2014-м против 34% в 2013-м), так и на рынке доменов (2,6 млрд руб., рост 5% против 15% годом ранее) и в мобильной и веб-разработке (24,2 млрд руб., 15% роста за 2014 год против 71% за 2013-й).
В отличие от инфраструктуры рунета, рынок цифрового контента в этом году дает значительный прирост. «Это связано с появлением новой тенденции в основном среди молодежи на потребление легального платного контента»,- следует из отчета. Тренд задают как гиганты Apple и Google, так и набирающие популярность онлайн-кинотеатры. Суммарно на видео, музыку и книги пользователи потратили около 6,7 млрд руб. (5,8 млрд руб. в 2013 году). Игры и внутриигровые покупки продолжают оставаться для россиян существенной статьей расходов — 41 млрд руб. (+16%) против 35 млрд руб. в 2013 году.
Единственный сегмент интернет-отрасли, показавший в 2014 году падение,- медийная реклама (22 млрд руб., на 5% меньше, чем в 2013 году). По итогам уже этого года рынок продолжит сокращаться. Специалисты ждут падения на 10%.Снизится и объем рынка поисковой оптимизации — на 3%.
В 2014 году российская интернет-отрасль продолжала развиваться по нейтральному сценарию, при этом высокие темпы роста во многом объясняются скачками курса рубля, говорится в исследовании. Однако прогнозы на 2015 год говорят уже о переходе на консервативный сценарий, а по некоторым сегментам — на кризисный, опасаются в РАЭК. «Рунет почувствовал влияние общеэкономического кризиса уже в четвертом квартале 2014-го-первом квартале 2015 года,- рассуждает руководитель РАЭК Сергей Плуготаренко.- При этом его дно, согласно прогнозам большинства экспертов, приходится на конец 2015 года-начало 2016 года. На докризисные темпы роста индустрия выйдет не раньше конца 2017 года».
Влияние кризиса на интернет-рынки в 2014 году специалисты оценивают как «достаточно сильное» (7,1 по 10-балльной шкале). 58% экспертов отметили снижение бюджетов на отдельные направления деятельности компаний, 46% говорят о закрытии проектов. Значительная доля респондентов отметила, что компании сокращают издержки за счет персонала: 38% отмечают увольнения, 27% — сокращение или отмену бонусов и премий, 14% — урезание зарплаты.