В России планируют ввести национальную криптовалюту, отменив хождение всех остальных. Предполагается, что ее эмиссия будет регулироваться, эмитенты — лицензироваться, правила обмена — регламентироваться, а анонимность платежей в ней — сведена к минимуму. Это застрахует от рисков использования криптовалюты в теневых схемах, защитит права добросовестных потребителей, возможно, удешевит финансовые трансакции, но закроет доступ к передовым мировым разработкам.
Об идее введения в России собственной регулируемой криптографической валюты «Ъ» сообщили в Росфинмониторинге. Сейчас ведомство ведет консультации с заинтересованными сторонами. Законопроекта пока нет, идея введения криптовалюты обсуждается с представителями банков, на встречах в Минфине и ЦБ, сообщил статс-секретарь, заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный. На текущий момент рассматриваются следующие основные принципы. Регулируемая российская криптовалюта не должна быть безэмиссионной (то есть не просто генерироваться компьютером по определенному алгоритму как биткоин — без чьей-либо правовой ответственности за процесс) — у нее будет эмитент с правами и обязанностями. Им могут быть «финансовые организации, которым будет доверена эмиссия криптовалют». Скорее всего, предполагают в Росфинмониторинге, эта деятельность будет лицензирована. Обменивать рубли или иную валюту на криптовалюту компании и граждане смогут в так называемых обменниках — на специальных электронных площадках — по регламентированным правилам. Личность приобретающего криптовалюту будет обязательно идентифицироваться, «чтобы свести к минимуму анонимные переводы».
Как ранее сообщал «Ъ», именно с анонимными платежами, в том числе в криптовалютах, в Росфинмониторинге связывают риски финансирования терроризма и иные противоправные действия. Предполагается, по крайней мере на текущий момент, что одновременно с введением отечественной регулируемой криптовалюты будет запрещено хождение на территории страны иных криптовалют. Впрочем, идея непосредственно запрета не нова. Законопроект, запрещающий хождение на территории России криптовалют и иных «денежных суррогатов», был размещен на портале regulation.gov.ru еще осенью прошлого года.
Рынок ждал действий со стороны властей в этом направлении. Однако то, что предлагает Росфинмониторинг,- не совсем сродни идеям, ранее обнародованным участниками рынка. Так, осенью прошлого года платежная система WebMoney предлагала ЦБ самому стать эмитентом криптовалюты, которая может стать альтернативой электронных денег. Собственную криптовалюту разработала и просила узаконить также система электронных платежей Qiwi. Также неоднократно поступали предложения о придании официального статуса самой распространенной из криптовалют — биткоина.
Предложенный властями подход участники рынка — как квалифицированные, так и представляющие интересы рядовых потребителей — оценили по-разному. Банкам идея криптовалюты сама по себе не слишком интересна, но их привлекает возможность вместе с этим использовать технологию blockchain. «Это технология, которая позволяет записывать операции в цепочки блоков благодаря огромному количеству вычислительных ресурсов по всему миру. Подделать блок в теории можно, но тогда придется переделывать и все последующие блоки, а для этого нужны нереальные на данный момент вычислительные мощности. Криптовалюты, например биткоин,- это средство оплаты, основанное на технологии blockchain. Помимо создания криптовалют blockchain можно использовать в банковской сфере, медицине, страховании — везде, где нужно проводить доверенные операции между участниками сети»,- поясняет сооснователь и старший вице-президент по разработке Acronis Станислав Протасов. Еще осенью прошлого года глава Сбербанка Герман Греф уверял, что blockchain «перевернет все индустрии без исключения — от сельского хозяйства, заканчивая банками». «Введение сейчас для финансовых трансакций системы blockchain невозможно: регулирование не позволяет,- отмечает глава электронного бизнеса Альфа-банка Владимир Урбанский.- Если бы внедрение криптовалюты позволило внедрить систему blockchain именно для финансовых операций, то это бы существенно удешевило хранение информации». Ставку на удешевление трансакций делают и системы электронных денег.
«Внедрение в сфере электронных переводов технологии blockchain позволило бы минимизировать расходы на хранение информации. И в итоге существенно удешевить переводы»,- отмечает директор по развитию WebMoney Transfer Петр Дарахвелидзе. Впрочем, оценить, насколько дешевле станут операции в регулируемой криптовалюте для клиентов, участники финрынка затруднились
Впрочем, для точных оценок деталей пока недостаточно, поэтому некоторые банкиры осторожничают. «Тема экспериментальная, на старте точно подключаться не будем, если же будет спрос и большой интерес на рынке — возможно»,- отметил руководитель центра по развитию сберегательных, расчетных и комиссионных продуктов ОТП банка Павел Нуждов. «Пока неясно, что будет представлять собой эта валюта и какой на нее будет спрос, сложно о чем-то говорить»,- отмечает и зампред правления ХКФ-банка Артем Алешкин. Спрос на регулируемую криптовалюту у населения будет, прогнозируют юристы. «В настоящее время расчеты криптовалютой в нашей стране никак не урегулированы»,- говорит председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. «Если вы заплатите криптовалютой и вас обманут — ни один суд не станет рассматривать подобный иск. И потому урегулированная и одобренная Росфинмониторингом и ЦБ криптовалюта в любом случае положительно скажется на расчетах с ее использованием. И будет плюсом как для конечных пользователей, так и для эмитента»,- считает господин Корчаго.
В ЦБ не стали комментировать этот вопрос. И неспроста: в действительности он не такой однозначный. «Любые запреты — это плохо и неправильно в мире международной кооперации. Для различных платформ выпущены разные криптовалюты, выбор между ними не состоялся,- говорит управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий.- Надо находить способы принятия различных мировых разработок для того, чтобы дать им возможность реализоваться в РФ. А параллельно можно выстраивать свою криптовалюту, которая была бы совместимой с теми, которые существуют на мировом рынке, пока мир не придет к единой криптовалюте как таковой».
За криптотехнологиями и криптовалютами будущее, их запрет остановит развитие этого сегмента в России и вынесет все разработки за ее пределы, убежден акционер Run Capital Андрей Романенко. «Например, Европарламент не видит необходимости в регулировании криптовалют. В России хождение криптовалют сегодня минимально, но жесткое регулирование государством может обнулить и развитие всех технологий в нашей стране»,- заключает он.