Китайский холдинг Alibaba Group, специализирующийся на интернет-торговле, может стать одним из инвесторов в строительство нового аэропорта Иркутск, сообщил в пятницу глава «Ростеха» Сергей Чемезов. По его словам, вопрос о привлечении вложений в проект сейчас прорабатывают госкорпорация и Иркутская область. Он отметил, что Alibaba принимает «активное участие в обсуждении», и строительство «грузового терминала» для китайской компании — «это очень интересно».
В Alibaba Group отказались «комментировать слухи». В «Ростехе» «Ъ» уточнили, что общий объем инвестиций в проект нового аэропорта превышает 100 млрд руб. Из них 42 млрд руб. планируется потратить на грузовой терминал, 32 млрд руб. — на взлетно-посадочную полосу, 15 млрд руб.- на международный пассажирский терминал, остальное пойдет на развитие прилегающей территории. Источник «Ъ», близкий к проекту, пояснил, что строительство грузового терминала стало привлекательным для китайских инвесторов благодаря ослаблению рубля. Собеседник «Ъ» подчеркнул, что «Ростех» может в первую очередь выступить «организатором консорциума инвесторов», кроме того, госкорпорация заинтересована и в строительстве терминала по техобслуживанию самолетов «с использованием собственных компетенций и в том числе комплектующих, производимых холдингами госкорпорации».
Строительство нового аэропорта Иркутск обсуждается уже около 20 лет. Нынешний аэропорт находится в черте города и имеет ряд инфраструктурных ограничений. В начале 2015 года правительство Иркутской области объявило о том, что планирует привлечь к строительству нового аэропорта «Ростех» и «Роснефть», последняя должна создать «центр топливного обеспечения». Весной потенциальным участником проекта называлась компания Incheon International Airport Corporation, управляющая аэропортом Инчхон в Южной Корее. Впрочем, официально отбор инвесторов еще не проводился, в Минтрансе рассчитывают, что это произойдет до конца года. По оценкам министерства, строительство нового аэропорта начнется уже в 2016 году и завершится к 2020 году.
По мнению бывшего члена совета директоров ОАО «Международный аэропорт Иркутск» Алексея Германовича, привлечение Alibaba в проект вполне логично, поскольку объемы закупок российских граждан в китайском интернете растут колоссальными темпами, и китайским инвесторам мог бы быть полезен логистический хаб. Впрочем, ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает заявленный объем инвестиций в аэропорт и терминал слишком высоким при том, что непонятно, как загружать и окупать логистический центр. Эксперт уточнил, что Иркутск не является генератором грузопотоков, с точки зрения строительства хаба более интересным мог бы быть Красноярск.