Рост зарубежных продаж у 52% софтверных компаний сдерживается недостаточным маркетинговым бюджетом

Софтверные компании ожидают, что объем привлеченных инвестиций в разработку ПО в России составит не менее 1 млрд долларов как в 2017 году, так и в 2018-м. Это примерно в три раза больше, чем в 2016 году. Соответствующие расчеты были сделаны ассоциацией «Руссофт» на основании данных ежегодного опроса руководителей софтверных компаний, проведенного в 1 квартале 2017 года.

По итогам прошедшего года привлечь инвестиции удалось 11% опрошенных компаний, в 2017 году привлечь их рассчитывают 14%. Данный показатель в 2012 году составлял 12%, в 2013-2014 годы снизился до 7%, в 2015 году он снова начал расти — именно тогда стали расширяться сервисные компании, которые получили дополнительное конкурентное преимущество на внешних рынках из-за резкого снижения стоимости разработки ПО в долларовом выражении. Дополнительные инвестиции также привлекались под предстоящее импортозамещение на российском рынке.

Совокупный объем инвестиций в софтверной отрасли России в 2016 году составил примерно 335 млн долларов, по итогам 2017 и 2018 годов должен составить около 1 млрд долларов. Однако в реальности величина, скорее всего, будет ниже, поскольку в предыдущие годы планы компаний по привлечению инвестиций выполнялись не более, чем наполовину. Из года в год 20-25% опрошенных компаний рассчитывали на получение денег в течение двух ближайших лет, а в реальности получали только 7-12%.

В то же время, опрос 2017 года показал, что компании более реалистично оценивают перспективы привлечения инвестиций в обозримом будущем. Инвестиции в отрасль должны вырасти не столько за счет расширения круга их получателей, сколько за счет увеличения среднего объема привлеченного внешнего финансирования, приходящегося на одну компанию. Почти две трети (62%) всех разработчиков ПО, которые получили такое финансирование в 2016 году, рассчитывают на него и в 2017-м, но с увеличением размера инвестиций на компанию в среднем в 2,5 раза.

Чаще всего инвестиции привлекают региональные и петербургские разработчики программных продуктов, которые ориентированы на внешние рынки (особенно на рынки развивающихся стран) и созданы не более 10 лет назад. Однако в абсолютных величинах столичные компании по-прежнему имеют намного больший объем привлеченных инвестиций.

При всех выявленных улучшениях нехватка инвестиционных средств остается одной из ключевых проблем развития софтверной отрасли. Ожидаемый объем привлеченных инвестиций всего лишь отражает планы компаний, которые они считают вполне реалистичными. Реальная потребность во внешнем финансировании намного больше.

Опрос, проведенный в начале 2017 года в рамках инициированного корпорацией SAP исследования «Перспективы российских ИТ-разработок на глобальном рынке», показал, что для 52% софтверных компаний рост зарубежных продаж сдерживается недостаточным маркетинговым бюджетом, а для 33% — недостатком средств на разработку решений, которые могут быть конкурентоспособными на зарубежных рынках. Глубинные интервью, проведенные в рамках того же исследования с 31 экспертом, позволили сделать вывод о том, что не хватает прежде всего «длинных денег» — инвестиций на 3-5 лет. С получением денег на один год с вполне ясными перспективами возврата проблем нет.

Складывается парадоксальная ситуация: в России имеется огромная неудовлетворенная потребность в инвестициях у софтверных компаний при значительном объеме свободных средств у предприятий различных отраслей экономики. При этом владельцы этих предприятий уже интересуются возможностью вложения в ИТ-сектор, но не знают, как это сделать. Мешает межотраслевому перетоку капитала то, что в России очень мало специалистов, знающих зарубежные рынки и способных оценить перспективность создаваемых новых программных продуктов. Соответствующая экспертиза сконцентрирована в США и еще в ряде стран. Отчасти поэтому российские стартапы переезжают туда, где есть такая экспертиза. Они получают там инвестиции, открывают компании, хотя разработка остается чаще всего в России. Американские венчурные инвесторы, как правило, требуют от них смены юрисдикции. В чисто российскую компанию вкладывать средства они, за редким исключением, не готовы из-за геополитических рисков.

Не хватает необходимой экспертизы и у российских венчурных фондов, которые пошли не по пути ее расширения, а по пути расширения географии своей деятельности, во многом переориентировавшись в последние два года с России на другие страны. Количество российских специалистов, знающих зарубежные рынки и обладающих продуктовой экспертизой, постепенно растет, но требуется существенно ускорить этот рост.

Поделиться с друзьями
ASTERA