Компания «Марвел-Дистрибуция» провела традиционную пресс-конференцию по итогам 2015 года. Характеризуя ситуацию в целом, старший вице-президент и генеральный менеджер компании Константин Шляхов отметил, что российский ИТ-рынок сильно менялся, в каких-то сегментах сокращался, и довольно быстрыми темпами, а в каких-то демонстрировал относительно уверенный рост. Те направления бизнеса, которыми занимается «Марвел-Дистрибуция», становились все более разными, со своим пулом партнеров и спецификой работы.
Проанализировав работу в 2015 году, руководство «Марвел-Дистрибуции» приняло решение провести внутреннюю реорганизацию и пойти по пути флагманов мирового рынка ИТ и ИТ-дистрибуции (Ingram Micro, TechData, HP). С 2016 года бизнес компании будет разделен на volume distribution (ритейл-дистрибуцию), ориентированную на розницу и конечных пользователей, и на value-add distribution (проектную дистрибуцию), направленную на корпоративный сегмент. Ожидается, что в результате реструктуризации повысится скорость принятия решений и появится возможность более чутко реагировать на запросы партнеров.
По предварительной оценке внутренних аналитиков «Марвел-Дистрибуции», в 2015 году падение (в штуках) в сегменте ноутбуков ускорилось и составило 41%, планшетов — 37%, фототехники — 52%. Впервые со времени появления на рынке смартфоны показали отрицательную динамику: -7% (в штуках). Традиционно стабильное направление серверов и СХД тоже продолжило падение: -36% и -39% соответственно.
Рост наблюдался в продажах портативного аудио (30% в штуках), консьюмерских 3D-принтеров (75% в штуках). В области 3D-печати стабильно повышающийся спрос обусловили появление новых моделей и снижение цен на устройства. Контракт с XYZprinting обеспечил увеличение числа партнеров, закупающих эту технику у «Марвел-Дистрибуции»: их количество исчисляется уже десятками компаний.
Директор по стратегическому развитию Михаил Фечин отметил, что, планируя дальнейшее пополнение вендорского портфеля, «Марвел-Дистрибуция» будет внимательно следить за производителями, предлагающими решения в области интернета вещей, «умного дома», носимых гаджетов, виртуальной реальности — для розничного сегмента, облачные сервисы и системы бизнес-аналитики — для корпоративного.
Рост оборота компании в 2015 году составил 16% в рублях, причем 18% принесло привлечение новых вендоров, среди которых Juniper Networks, Polycom, Acer, Lenovo, Fly, Logitech, Western Digital. В проектном бизнесе положительную динамику продаж показало оборудование Axis (45%), профессиональное аудио- и видеооборудование (43%), пассивное сетевое оборудование (12%), СХД Hitachi (10%) и HP (220%), оборудование Oracle (140%). Эти достижения помогли увеличить долю «Марвел-Дистрибуции» на рынке проектных поставок и привлекли более 200 новых партнеров.
В области розничного бизнеса тоже оказалось несколько точек роста: хорошие показатели демонстрировали экшн-камеры GoPro (70%), сенсорные мониторы iiyama (21%) и мониторы Philips (34%), устройства Brother (78%). В 2015 году удалось серьезно увеличить долю — до 12% — на рынке дистрибуции ноутбуков, благодаря контрактам на консьюмерские линейки с Acer и Lenovo. Продажи мобильных телефонов по итогам 2015 года составили 2,5 млн смартфонов и 1,5 млн кнопочных телефонов, что означает более чем двукратный рост.
В 2015 году количество активных партнеров, сотрудничающих с дистрибьютором не реже, чем раз в квартал, составило 3350 компаний.
За отчетный период существенно выросла доля проектного бизнеса, поэтому порядка 40% в обороте компании занимают системные интеграторы. 20% принесла компьютерная розница, 14% — сотовая розница, 15% — корпоративные реселлеры, работающие в основном в SMB-сегменте. Несмотря на небольшой процент компаний, представляющих интернет-розницу (порядка 5%), только этот пул партнеров показал существенный рост в долларовом выражении по отношению к 2014 году.
Отсутствие аффилированных структур позволяет «Марвел-Дистрибуции» использовать этот факт в качестве уникального преимущества и успешно сотрудничать со всеми крупнейшими системными интеграторами. В 2015 год изменился Топ10 партнеров по проектному бизнесу. В этом списке появились такие компании, как «КОРУС Консалтинг», КОМПЛИТ и Softline, начавший активное развитие hardware-направления.
Подводя итог, Константин Шляхов отметил, что в текущих макроэкономических условиях долгосрочное планирование невозможно, однако продажи января вселяют оптимизм. Реструктуризация бизнес-процессов и расширение портфеля вендоров позволят компании сохранять показатели, превышающие средние по ИТ-рынку.